Петров день, как его называли на Руси, был установлен в память едва ли не самого яркого из апостолов, Петра, получившего ключи от рая (Мф., 16). В христианской Церкви 12 июля (29 июня – по старому стилю), завершает Апостольский (или Петров) пост и именуется Днём святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
В отличие от Петра, одного из ближайших учеников Спасителя и свидетеля множества Его поучений и чудес, Павел не имел никакого отношения к евангельским событиям, он вышел на проповедь много позднее и не входит в число двенадцати апостолов. Приговоренный язычниками к казни, подобной Христовой, престарелый Петр просил распять его вниз головой, чувствуя свое недостоинство за троекратное отречение от Спасителя в свое время. Павел же был приговорен к усекновению головы.
Очень разные по судьбам, характеру, апостольскому пути и кончине, Петр и Павел объединены одним чином во свидетельство о многообразии людских путей, ведущих к Богу.
На Руси Петров день считался и праздником рыболовов, поскольку будущий апостол Петр, до крещения Симон, был призван к служению от этого промысла, когда брат, Андрей, привел его к Иисусу Христу. Фонды Орловского музея изобразительных искусств хранят икону XIX века «Апостолы Петр и Андрей».
Петропавловский собор. Фрагмент открытки начала ХХ века
За учреждением в 1778 – 1779 годах Орловской губернии, в 1788-м была основана Орловская и Севская епархия. А 15 апреля 1797 года, в канун Святой Пасхи и коронации императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, в Заорлицкой части Орла был заложен кафедральный собор во имя небесного покровителя Государя – святого Павла исповедника, патриарха Цареградского. Строительство храма велось на средства орловского дворянства. В 1861 году с разрешения Священного Синода собор был переименован в Петропавловский, а его главный престол освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Схема-реконструкция топографического состава главного
иконостаса Павловского собора г. Орла. 1846 – 1859 гг.
Золоченое сияние с Крестом в терновом венце и облаках | Рожд. Хр. | Три Креста в сиянии | Воскр. Хр. | Золоченое сияние с Крестом в терновом венце и облаках |
||||||
6 икон с двунадесятыми праздниками | Григорий Богослов | Тайная вечеря | Иоанн Златоуст | 6 икон с двунадесятыми праздниками | ||||||
Свв. чуд. Петр и мц. Клавдия | Св. ап. Петр, Анастасия Уз. | Свв.кнн. Борис и Глеб | 4 святителя с Главой Иоанна Предтечи | Сошествие Св. Духа | Св. Дух Царские врата Благовещение и 4 евангелиста | Покров | Св.Иоанн Предтеча с хартией | Свт. Николай и прор.Анна | Алексий Чел. Бж. Елисавета | Свт. Митрофаний пред ик. Б.М. |
Св. равноап. Мария Магдалина | Северная дверь Арх.Гавриил | свв. Александр Невск. , Георгий Победоносец | Св. блгв. кнн. Владимир и Ольга | Богоматерь с Младенцем | Спаситель, благо-словляющий детей | Свв. апостолы Петр и Павел | Свв. равноап. Константин и Елена | Южная дверь Арх.Михаил | Св. царица Александра |
«Иконостас в настоящей церкви и приделах столярныя с резьбой и позолотой по белому полю, с пилястрами и с верху с сиянием во круг прорезным… Царския врата работы рококо… Местныя иконы Академической работы» [ГАОО. Ф.101. Оп.1. Д. 3242. Л. 1].
Согласно архивной описи церковного имущества за 1846 – 59 годы, в иконостасе главного престола были образы не одного святого с именем Петр, а над царскими вратами, в частности, помещалась икона Тайной вечери.
В постоянной экспозиции филиала ОМИИ, мемориальной мастерской Народного художника СССР А.И. Курнакова, находится рельеф, на котором в сцене Тайной вечери представлены 12 апостолов, включая Петра. Эта работа неизвестного скульптора была подарена музею самим Андреем Ильичом.
Рельеф «Тайная вечеря» в экспозиции Мемориальной мастерской Народного художника СССР А.И. Курнакова
Мастерская художника, относившегося к традиции советской академической школы, была наполнена альбомами, репродукциями и репликами произведений ведущих мастеров мирового искусства. «Тайная вечеря», шедевр титана Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, присутствовала здесь в форме рельефа как своеобразный эталон композиционного решения пространства со множеством фигур.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495 – 1498. Санта-Мария-делле-Грацие, Милан
Монументальная роспись Леонардо в миланском монастыре в художественной форме Ренессанса запечатлела последнюю трапезу Христа с учениками-апостолами перед выходом Спасителя на страдание и искупительную для людей смерть. Этот момент описан во всех четырех Евангелиях. Согласно мировоззрению гуманистов и эстетике эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи изобразительными средствами показывает различные психологические типы людей – реакцию каждого из апостолов на слова Христа о том, что один из них предаст Его. Апостол Петр приникает к юному Иоанну с просьбой спросить Учителя, кто предатель. Апостол Петр в «Таной вечери»
images/Тайная_вечеря_схема.png«Тайная вечеря». Композиционная схема. Трактуя обстановку события, да Винчи не следует исторической достоверности. Несмотря на то, что действие «Тайной вечери» происходило под покровом темноты, для усиления художественной выразительности Леонардо поместил фигуру Спасителя в контражуре – против света, на фоне окна, за которым – ясный день. Его геометрически выстроенная композиция иллюзорно продолжает интерьер реальной трапезной, благодаря убедительно переданному перспективному сокращению. Герои, как на театральной сцене, изображены сидящими за длинным столом, лицом к зрителю. Сгруппированные по три, 12 апостолов подобны морским волнам, с обеих сторон подступающим к незыблемой центральной фигуре Христа.
Неизвестный скульптор. Рельеф по рисунку Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова/
Лишенный средств живописи рельеф подчеркивает безупречный рисунок и геометризм произведения да Винчи, с уходящим в резкую перспективу кассетированным плафоном, прямоугольными плоскостями на стенах и «живыми» линиями фигур. Образ Иисуса Христа – одновременно геометрический центр композиции и точка схода перспективных линий.
Андрей Ильич Курнаков активно утверждал преемственность высоких идеалов искусства на Орловщине, что до настоящего времени сохраняется здесь системой художественного образования.
А святые апостолы Петр и Павел, отдавшие свои жизни за истинную веру в один день – 12 июля (29 июня – по старому стилю) почитаются и восточной, и западной христианской Церковью как символы непреходящего, вневременного подвига веры и служения.