Вторая половина XX века в СССР была временем расцвета малой фарфоровой пластики. В стране успешно действовал ряд мощных фарфоровых производств, выпускавших помимо предметов столовой и чайно-кофейной посуды, разнообразные вазы и статуэтки.
Одним из лучших предприятий являлся подмосковный Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда». Его продукция советского периода знакома многим по фирменному клейму в виде стилизованного голубя, выполнявшегося штампом красного, синего и зелёного (в зависимости от сорта изделия) цвета, которым она маркировалась с 1964 по 1991 год.
Марки Дулевского фарфорового завода.
После окончания Великой Отечественной войны, в конце 1940-х годов, на заводе появилась сильная и слаженная команда талантливых молодых художников, среди которых была и скульптор Нина Александровна Малышева.
Она родилась в 1914 году, в Орле, в купеческой семье Ситниковых. Проведённые здесь детские годы, совпали с нелёгкими переломными этапами в истории нашего государства и оставили в её памяти множество незабываемых впечатлений.
В 1925 году Ситниковы перебрались в Москву, где Нина Александровна со временем смогла осуществить свою мечту и получить художественное образование.
Н.А. Малышева. Автопортрет. 1940-е гг.
Цветной карандаш, пастель.
В 1947 году, после окончания факультета декоративной скульптуры Московского института прикладного и декоративного искусства (ныне это Московский Государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова), она стала работать на заводе в Дулево и вскоре выдвинулась в число ведущих советских скульпторов по фарфору.
Её творческая деятельность на Дулевском фарфоровом предприятии была необычайно плодотворна. Любимыми сюжетами фарфоровой скульптуры стали для неё жанровые композиции, появившиеся в результате жизненных наблюдений – своеобразные «уличные зарисовки». Как женщине и матери, ей была очень близка детская тема. Не оставались у неё без внимания и анималистические мотивы. Богатство и разнообразие многонациональной культуры страны Советов отразились в сериях фигур, изображающих представителей народов, входящих с её состав республик, национальным танцам с красочными костюмами, особенностями ритмики и отточенной пластики движений. Очень любила она театр и балет и создала немало интересных произведений, посвящённых искусству классической хореографии и драматургии.
Н.А. Малышева. Фото.
В фондах нашего музея есть несколько отличных авторских экземпляров её фарфоровых работ, выполненных в разные годы: «Разговор по телефону» и «У маникюрши», «Кармен. Майя Плисецкая» и «Танец маленьких лебедей», «Узбекские ковровщицы» и «Роман с контрабасом».
К сожалению, отсутствуют в нашей коллекции произведения со сказочной тематикой. Помимо круглой скульптуры малых форм, к ним можно отнести и те, которые имеют утилитарное назначение: декоративные шкатулки, баночки для мёда, футляры для часов.
Фарфоровые статуэтки небольших размеров, выпускающиеся на заводах массовыми тиражами, обычно предназначаются для украшения интерьера квартир. Часто их приобретают в качестве подарка.
Замечательным новогодним подарком, способным радовать, особенно в холодные и ненастные зимние дни, когда так хочется домашнего тепла и уюта, стала её фигура «Снегурочка».
Существует несколько её вариантов. Один из них, очень поэтичный, выпускавшийся, вероятно, ограниченными партиями, напоминает живописный образ широко известной одноимённой картины, созданный в 1899 году художником Виктором Михайловичем Васнецовым (1848-1926).
Н.А. Малышева. Скульптура «Снегурочка».
Фарфор, полихромная роспись, золочение.
В.М. Васнецов. «Снегурочка». Фрагмент.1899.Государственная Третьяковская галерея. Холст, масло.
Это сходство более всего придают костюм и антураж. У каждой из Снегурочек обильно изукрашенная вышивкой длинная, с боковыми разрезами на полах, отороченная белым мехом шуба с приподнятым широким воротником и маленькая круглая шапочка. Общее между ними и в ракурсе головы, обращённой влево, и жесте опущенной левой руки с отставленной вправо кистью.
Н.А. Малышева. Скульптура «Снегурочка». Фрагмент.
Фарфор, полихромная роспись, золочение.
Выражение нежного личика фарфоровой фигурки немного задумчивое, как и у героини полотна Васнецова, которая и хочет выйти из леса к людям, и опасается нарушить строгий запрет своего отца — Деда Мороза.
Место действия Малышева обозначила лаконичной пейзажной деталью — маленькой ёлочкой, на ветвях которой лежит снег. Молодые ёлочки, словно подчёркивающие юный возраст Снегурочки, были и в картине Васнецова на первом плане, намечая край леса, оживляя объёмом и цветом ближнее заснеженное свободное пространство. Там они ещё задавали и масштаб, помогающий построению перспективы. В скульптуре Малышевой ёлочка вплотную приближена к фигурке Снегурочки. Это придаёт композиции большую цельность и компактность, важную для хрупкого фарфора.
Можно предположить, что в самом раннем детстве Нина Александровна видела на дореволюционных домашних рождественских ёлках наряженных в костюмы Снегурочки девочек и маленькие фигурки Снегурочки. которые вешались на ёлку как украшение, или слышала об этом от старших.
В другом, более распространённом варианте, – улыбающаяся, зачарованная чудом зимней ночи и словно прислушивающаяся к чему-то «Снегурочка» с длинной пшеничной косой и приподнятой правой рукой, ассоциируется с тем более привычным для нас персонажем, который начал фигурировать на советских новогодних елках, разрешённых в 1937 году. Только теперь она стала внучкой, а не дочкой Деда Мороза, его неизменной спутницей, помощницей и посредником в общении его с детьми.
Фарфоровые композиции по-разному расписывались разными художниками и в разное время. Менялась колористическая гамма, отдельные детали. И обычно полихромная роспись тактично дополнялась золотом, придающим особую нарядность.
Малышевскую «Снегурочку» (как и ряд её других работ) выпускают на Дулевском фарфоровом заводе и сейчас, но декорируют в основном, более простым способом, применяя люстр, переливающийся на поверхности светлыми перламутровыми оттенками.
Стоящие дома, на книжной полке, в серванте или на столике, фарфоровые статуэтки во все времена неизменно притягивали детское внимание. Ручки так и тянулись к ним, но было нельзя! Ведь фарфор, к сожалению, уязвим и бьётся.
Н.А. Малышева. Скульптура «Аленушка с козленком».
Фарфор, полихромная роспись, золочение.
Однако, маленькую (6,5-7 см в высоту) скульптуру Нины Александровны Малышевой «Аленушка с козлёнком», имеющую очень компактные и обтекаемые формы, при определённых условиях, наверное, можно доверить ребёнку. Она словно специально рассчитана на малыша, которому захочется прикоснуться пальчиками к гладкой поверхности фарфора, ощутить его нежную прохладу, «приласкать» и «утешить» Аленушку и её братца. Такая фигурка даже, пожалуй, не пострадает, если ребёнок случайно уронит её на мягкий ковёр.
Н.А. Малышева. Скульптура «Аленушка с козленком». Фрагмент.
Фарфор, полихромная роспись.
Многие отечественные скульпторы-фарфористы обращались к сюжету этой сказки, но, думается, никому из них не удалось передать по-настоящему естественный детский жест сестрицы, обнявшей превратившегося в козлёночка неразумного Иванушку. Сколько грусти и нежности в её лице! Одна эта маленькая композиция может научить ребёнка понимать, что такое любовь, сострадание и забота.
Н.А. Малышева. Футляр для часов «Золушка».
Фарфор, полихромная роспись, золочение.
Несколько раз обращалась Нина Александровна к всемирно известной сказке знаменитого французского поэта Шарля Перро (1628-1703) «Золушка» Великолепен созданный ею на сюжет этой сказки скульптурный фарфоровый корпус для часов.
В XVIII и XIX веке художественное оформление керамических и бронзовых футляров нередко очень сложных и дорогих часовых механизмов, превращало их в великолепные произведениями искусства. Особенно тщательно разрабатывался пластический декор настенных, настольных и каминных часов. Чаще всего он включал изображения крылатых амуров, дам и кавалеров, пастухов и пастушек, всевозможных животных, птиц, цветов и растений, которые иногда образовывали весьма замысловатые многофигурные композиции.
В XX веке, особенно в советское время, в соответствии с новыми вкусами и стилями, художественные футляры для комнатных часов не были столь распространены. К часам уже не испытывали прежнего пиетета, они уже не поражали уникальностью своей конструкции и дополнительным механическим функциям. Упростились и футляры, но встречались среди них и эксклюзивные.
Н.А. Малышева. Эскизы футляра для часов «Золушка».
Сюжет с убегающей с дворцового бала Золушкой, потерявшей золотую туфельку, как нельзя лучше подошёл для оформления фарфорового футляра для часов. Старинная сказка о доброй, бедной и трудолюбивой девушке, влюбившейся в прекрасного принца и мечтающей о счастье – это сказка на все времена и для людей всех возрастов.
Прекрасный вдохновляющий молодостью и энергией образ Золушки соотнесён здесь с часами, бесстрастно визуализирующим постоянно текущее, не останавливающееся ни на минуту время, напоминая, что не надо его терять и стараться не опоздать к их последнему двенадцатому удару…
Очень выразительно стремительное диагональное, влево и словно бы чуть вверх, направление движения Золушки с разметавшимися впопыхах прядями длинных кудрей и отлетающими назад складками широких юбок. С ним контрастирует вертикаль часового футляра, выполненного в виде высоких напольных дворцовых часов.
Их пышный декор из объёмных лепных рокайлей придаёт всей композиции особую торжественность и сказочный «аромат».
Полихромная и золотая цветочная роспись на часах и платье Золушки оставляет много свободного чистого пространства. Обильная белизна фарфора способствует ощущению лёгкости и воздушности всего произведения. На этом фоне хорошо акцентируется, обрамленное вверху высокими сочными рокайлями место для круглого циферблата часов, ради которых все и было затеяно.
***
Нина Александровна Малышева была не только добрым и жизнелюбивым человеком, но на протяжении всей своей жизни сумела сохранить в сердце и душе чистоту и восторженность ребёнка. Наверное, поэтому так удавались ей «фарфоровые сказки».
Представлены изображения из семейного архива Малышевых и открытых источников в Интернете.