К 100-летию А. Г. Вагина (1923 - 2006)
Юбиляр 2023 года, алтайский живописец и график, ветеран Великой Отечественной войны, «певец целины», Заслуженный художник России, Андрей Григорьевич Вагин неоднократно выступал дарителем Орловского музея изобразительных искусств, благодаря чему в музейных фондах сформировалась богатая коллекция его графических произведений.
Будущий художник родился 27 октября 1923 года в расположенном на живописном берегу реки Кондомы небольшом хуторе села Ашмарино Томской губернии (ныне – Кемеровской области). В 1953-м фронтовик Андрей Вагин закончил Горьковское художественное училище – старейшее в России художественное учебное заведение – и по распределению отправился работать в Барнаул. В 1968 году А.Г. Вагин был принят в члены Союза художников РСФСР. Тогда же, в конце 1960-х годов им была освоена техника линогравюры, которая существенно повлияла на развитие всего его творчества и побудила художника посвятить себя, прежде всего, графике. Тщательная проработка формы, следующая за нахождением образа, позволяла Вагину лист за листом, не повторяясь, создавать поистине художественные произведения с глубоким содержанием.
К этому периоду относятся линогравюры «Весна. Вербы цветут» и «Птичье царство», хранящиеся в музее. Первая поступила в собрание из Дирекции художественных фондов и проектирования памятников в 1973 году. Линогравюра «Птичье царство» после проходившей в Москве Республиканской выставки «Советская Россия IV» (1970) была опубликована в журнале «Москва» и закуплена Министерством культуры для Орловской картинной галереи. А в 1974 году линогравюры А.Г. Вагина «Птичье царство» и «…И светла от берез Россия» были похвально отмечены на выставке художников-графиков Сибири во Франции.
Часто публикацию своих произведений Андрей Григорьевич сопровождал собственными стихотворными строками.
Весна. Еще струится пар Земли.
Уже запели соловьи.
Кругом цветут подснежники.
Цветут сирени-неженки.
Цветет душа в огне любви.
Цветут весны благие дни…
(Дорога в искусство, с. 47.)
Эти графические листы воспевают весенние впечатления автора: пейзаж с рекой на переднем плане, с отражением цветущих на берегу зарослей вербы, на фоне высокого старого ельника; и, словно увиденные с высоты птичьего полета, верхушки деревьев с гнездами грачей, сидящих на ветвях и парящих в вышине. Обе композиции, такие разные по образному решению и настроению, передают поэтическое восприятие Андреем Вагиным русской природы. Сам автор признавался:
Я живу любовью к птицам,
Меня волнует их полет…
«Я родился в Ашмарино», 1999.
В литографии «Над родной землей» графиком удивительно декоративно и даже орнаментально передана вереница журавлей, пролетающих над верхушками берез на фоне царственного солнца. Выразительность их силуэтов, «нанизывание» птиц, словно невидимой нитью, в изящные «строки», чередование взмахов крыльев, – объединенные композицией с высокой линией горизонта, рождают ощущение музыкального ритма и величественного, затаенно-грустного переживания. Здесь автором тонко прочувствован и передан психологизм разных фаз птичьего полета, сопоставимых с этапами жизни человека – взмах крыльев вверх и вниз…
Эх, судьба моя, - однокрылая!
На одном крыле не взлетишь.
Даже ты, сторона моя милая,
На меня с сожаленьем глядишь.
(Дорога в искусство, с. 24)
Гравюра «Над родной землей» была передана музею в дар самим автором в 2004 году.
Тогда же им была подарена и линогравюра 1979 года «Дуб Тургенева» из серии «Спасское-Лутовиново».
В центре композиции представлен красавец-дуб с раскидистой кроной, по обе стороны которой показаны летящие птичьи стаи. Лиственный ковер на переднем плане, кажется, не нарушен ни единым следом. Стройные деревья густого парка образуют ажурный фон для главного героя произведения. Удивительно, как подробно, тщательно и бережно художник разбирает переплетение стволов и сучьев, кружево тонких ветвей, прорабатывает каждый просвет, пропускающий лучик солнца!.. Остро чувствуется, как сибиряк восторженно любуется красотой среднерусской природы.
– Давно думал о введении в лирические пейзажи архитектурных объектов, но все как-то не получалось, – вспоминал потом мастер (Дорога в искусство, с. 24). Андрей Григорьевич много путешествовал по местам, связанным с жизнью выдающихся русских писателей, и в 1978 году в Спасском-Лутовиново у него родилась идея создать цикл гравюр под названием «Литературные места России». Со временем появились графические серии «Пушкиниана» с видами Болдино и Михайловского, толстовская «Ясная поляна», «Чеховское Мелихово», «Родина поэта», посвященная Есенину, лермонтовские «Тарханы», за которые А.Г. Вагин получил звание Заслуженного художника РСФСР. Каждый раз мастер лирического пейзажа, через персонификацию природы, стремился передать специфику историко-художественного объекта.
Искусствоведы, писавшие о творчестве А. Вагина, неоднократно отмечали особую музыкальность и поэтичность его композиций. Возвышенная ассоциативность созданных им образов кажется неиссякаемой. Художник признавался: «…поэзия всегда рождала во мне вдохновение, помогала думать и чувствовать, видеть поэтическим взором природу – ее внутреннее настроение, богатство окружающего мира, помогала быть работоспособным» (Дорога в искусство, с. 28).
О, разум, не отстань от мук
Души моей свободной.
Да осени́ работу рук
Поэзией природной.
(Дорога в искусство, с. 19).
Будучи уже зрелым мастером, Андрей Григорьевич признавал: «Линогравюр создано уже приличное количество, но многими был недоволен. Казались излишне черными. Более тонкая резьба придала бы им серебристость и изящество, и тогда они запели бы по-другому. Недостаточность света, а главное – внутреннего настроения, поэтичности, снижали их художественную значимость» (Дорога в искусство, с. 21).
В рукотворной книге, подаренной Орловскому музею изобразительных искусств уже на краю жизни, автор пишет: «Стихи всегда помогали мне видеть красоту… Изобразительное искусство – это тоже поэзия, без которой плоды трудов художника бедны. Поэзия – гармония одухотворенной души» (Дорога в искусство, с.. 28).
Я – пылиночка в вечном потоке.
Хочу знать, где место мое…
«Суждено уцелеть», 2001.
Андрей Григорьевич Вагин ушел из жизни 21 августа 2006 года, в Барнауле, в возрасте 82 лет, оставив после себя нетленную поэзию своих работ.
Т. Лазарева.
Список литературы
1. Андрей Вагин. Дорога в искусство.- Барнаул, 2002. – 240 с.
2. Вагин А. Альбом в рюкзаке// Алтайская правда.- 1994. – 26 февраля.- № 36-37. С. 4.
3. Леонова Л. Березовые ситцы // Советская культура. – 1983. -24 ноября.- № 140. С. 4.
4. Сидорова О.В. Классики Алтайской графики в собрании Государственного художественного музея Алтайского края (Барнаул, Россия) // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2021. № 3 (29). С. 52-59.
5. Сидорова О.В. Личный архив художника А.Г. Вагина // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. № 3 (17). С. 176-180.