Взгляд художника на мир, внимательный, цепкий и эстетически ориентированный, в лице графика, члена Союза художников России (с 1989) Леонида Николаевича Потапова выражен и в поэтической форме.
Известный в Орле краевед, педагог, спортсмен Л.Н. Потапов по окончании художественно-графического факультета пед. института преподавал черчение и рисование в средних общеобразовательных школах, возглавлял городское методическое объединение учителей рисования и черчения, с 1985 года работал в художественной школе № 1, позднее названной Орловской детской школой изобразительных искусств и народных ремесел.
Со второй половины 1970-х Леонид Потапов увлекается станковой графикой и техникой линогравюры, обращается к индустриальной теме и городскому пейзажу, сочетая широту панорамных пространств с вертикалями многоэтажек, труб и башенных кранов. Романтика новостроек со временем сменилась в его творчестве тягой к патриархальному прошлому губернского города.
Второй большой темой в графике Потапова 1970-х годов стала военная – воспоминания детства, тяжело доставшаяся Победа. Здесь, как и в городском пейзаже, его сюжеты наполнялись звучанием песен Булата Окуджавы, поэтов и композиторов советской эстрады и кино; появляется цикл «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (1977 – 1978). Листы этой серии, порой многословные, подкупают своей глубокой лиричностью.
«Два года, как окончилась война.
На пепелищах заросли крапивы.
Вторая невоенная весна.
Мы дома все, мы вместе и мы живы».
(«Дирижабль», 1996).
С начала 1980-х годов Леонид Потапов все чаще обращается к орловскому пейзажу. Эти стихи-прогулки, стихи-воспоминания неспешны, подробны, чужды суеты и многолюдья, автор почти всегда наедине сам с собою, либо в диалоге с природой или воображаемым собеседником. Как и в его графических произведениях, которые составляют нераздельное единство с его поэзией. И там, и там – обычно вечер, ночь или почти безлюдное пространство, в котором пребывает лирический герой. И нельзя понять: поясняет ли стихотворение композицию, или графический лист служит иллюстрацией к стихотворному сюжету, – поэзия и графика Потапова сосуществуют, не сливаясь.
«И синь уже легла на нежный лепет трав,
И отзвучали все немыслимые звуки,
И полночь, рукава неспешно подобрав,
Простерла над водой таинственные руки»
«Мне сладко в тишине, когда стихает звон…» (2000)
Обширные краеведческие познания Леонида Николаевича, его богатая начитанность и эрудиция позволили осуществить цикл передач «Город, в котором мы живем» на орловском радио с его участием.
По признанию неизменной спутницы его жизни, художницы и педагога Ларисы Васильевны Потаповой, во второй половине 1990-х Леонид Николаевич почти перестал заниматься графикой, будучи поглощен поэтическим вдохновением. С 1996 по 2004 год им было написано свыше 1700 стихотворений, вышло два поэтических сборника («Зимы серебряный фонарь», 2002; «И Родиной все больше дорожу», 2003). Художник все более погружался в вечные темы, наследие классиков, огромную долю стихов этого периода составили сонеты. Пронзительное чувство зыбкости бытия, никчемности страстей, щемящая грусть, ностальгия и ощущение вселенского масштаба человеческого сердца, внутреннего мира, – наполняют его произведения последних лет.
«Передохну и слезы вытру,
Смахнув с себя остатки зол.
И закричу болотной выпью –
И тихо отзовется дол…
И вновь до страсти и до боли,
До слез, до мук, до хрипоты
Мне видится пустое поле
Уже сквозь желтые листы…».
«Передохну и слезы вытру…», 2001.
Поэзия Потапова задумчива и, как порой и его станковая графика, многословна. Его стихи подчас витиевато сплетаются в вязи личных ассоциаций и образов, что неизменно сказывается на размере и интонации поэтических строк. Стихи-размышления. Удивительно, как этот могучий человек в мирное, без потрясений время глубоко и громадно переживал внутри себя, казалось бы, незначительные или сентиментальные впечатления.
«Над нашей надоевшей круговертью,
Над тихими сентябрьскими домами
След ангела на лучезарной тверди
Короткими седыми облаками…
Так трепетен узор златого сада,
А гроздья винограда так прозрачны,
И далеки от суматохи ада,
И по сравненью с раем настоящи».
«Над нашей надоевшей круговертью…», 2002.
Хранящиеся в фондах Орловского музея изобразительных искусств графические произведения Леонида Николаевича Потапова позволяют прикоснуться к многогранному наследию на редкость талантливой и цельной личности, этого яркого явления современной художественной российской культуры!
Т.В. Лазарева, кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник ОМИИ