Виртуальная выставка из цикла «Облики эпохи»
к 180-летию М.М. Антокольского и 155-летию Орловского железнодорожного узла
В 1980 г. из музея имени И.С. Тургенева в собрание поступил бронзовый скульптурный бюст, изображающий концессионера Самуила Соломоновича Полякова в мундире, с орденами и лентой через плечо. На срезе справа, вдоль верхней кромки, процарапано: М. Antokolsky(?).
Академик, профессор скульптуры Императорской Академии художеств, Марк Матвеевич Антокольский (1840–1902) стал крупнейшим русским скульптором второй половины XIX века, в творчестве которого активно развивались новые принципы жизненной, реалистической пластики. Современники признавали М.М. Антокольского величайшим скульптором второй половины XIX века, равным Родену. Главные черты творчества Антокольского-скульптора – этическая высота и патриотизм героев, выраженные в формах реализма.
По наблюдениям автора монографии об Антокольском, Эры Васильевны Кузнецовой, «”Реализм” в портрете понимался в то время как «похожесть», точность передачи сходства» [Здесь и далее: 5: 205]. Поэтому, по мнению Э.В. Кузнецовой, среди работ этого направления у Антокольского было «так много внешне реалистичных, правдоподобных, но внутренне пустых [выделено мною – Т.Л.], поверхностных портретов», к которым она относила и портрет Самуила Полякова.
В 1877 году скульптор закончил полнофигурную статую Самуила Соломоновича (ГТГ). В апреле 1878 г. им были исполнены в бронзе наш портрет С.С. Полякова и членов его семьи [5: 286] (одновременно с портретом в бронзе редактора «Отечественных записок» А.А. Краевского, мраморным портретом Саввы Мамонтова и другими). Остается только восхищаться мастерством и законченностью всех этих произведений при столь плотном рабочем графике скульптора.
В это время Антокольский жил и работал в Италии, по настоянию своего лечащего врача – профессора, тайного советника и лейб-медика Сергея Петровича Боткина, мраморный портрет которого он исполнил в 1874 году. С доктором Боткиным они имели давнее знакомство через его родного брата, Михаила Боткина, старшего товарища Антокольского по Императорской Академии художеств (сестра Боткиных – Мария Петровна была замужем за Афанасием Афанасьевичем Фетом). Кстати, бронзовый бюст другого нашего земляка – И. С. Тургенева – выполнялся Антокольским с натуры, был отлит в 1883 году и передан Министерством культуры в музей Спасского-Лутовиново к 190-летию классика (гипсовый тонированный портрет 1880 года хранится в ГРМ).
Ведущий российский художественный критик второй половины XIX века, Владимир Стасов признавал, что статуя С.С. Полякова «по жизни, простоте, изумительной реальности… не имеет себе равных во всей европейской скульптуре» [9:498]. Однако, Стасов, по выражению Э.В. Кузнецовой, «никогда не мог простить скульптору, что тот не создал портретов многих лучших людей России: М.П. Мусоргского, В.А. Гартмана и особенно Л.Н. Толстого» [5:498] .
Кем же был «виновник» нападок критика на выдающегося скульптора? Тайный советник, концессионер, «железнодорожный король» и благотворитель Самуил Соломонович Поляков (1837–1888) был выходцем из семьи еврейского купца, за личные заслуги перед Россией он был возведен во дворянство. Его родной брат, банкир Лазарь Поляков считается отцом легендарной балерины Анны Павловой [7].
Дефицит рельсовых дорог в России сказался тогда на поражении в Крымской войне 1854–1856 гг., и явившееся всему миру «Российское железнодорожное чудо» Полякова стало самым необычным из событий экономической жизни Империи в XIX веке.
Не любивший «противных заказов» Антокольский, в своем понимании современных реалий и художественных задач, писал: «Искусство требует от портрета нечто другое, нечто большее, чем внешнее сходство, оно требует характерности, типичности, мощной техники, красок, виртуозности, а главное выразительности, жизни, полной дум и чувства», – писал Антокольский в статье «Почему я не принимаю участие в конкурсах» [5: 274]. В нашем портрете Антокольским убедительно переданы незаурядный ум, доброта и юмор Самуила Полякова и, по-видимому, характерная для него, усталая улыбка. Он долго давал благотворительные обеды, чтобы поддержать своего престарелого учителя Мельникова, бывшего главу путей сообщения. Скончался Самуил Поляков от удара, в 50 лет, провожая близкого человека в последний путь... Психологическая характеристика образа С. Полякова убеждает в искреннем расположении автора к своей модели, а также демонстрирует академически крепкую скульптурную форму, уверенную лепку и цельность работы, которые в работах Антокольского так ценил В. Стасов.
Самуил Соломонович был награжден орденами орденом св. Владимира 3-й степени, св. Станислава 1-й и 2-й степеней и рядом иностранных орденов. На шее портретируемого изображен орденский знак – владимирский крест. Орденом Св. Владимира удостаивали и за военные заслуги, и за гражданские отличия… Если такой же крест носили на шее, он обозначал более высокую, третью ступень [8:121-122]. С момента утверждения орден Св. Владимира вручался за заслуги и выслугу лет. Так, например, лица императорской фамилии не могли его получить при крещении или достижения совершеннолетия, т. к. ордена св. Георгия и св. Владимира требовалось заслужить [8: 129]. В дореволюционной России на красно-черной ленте ордена св. Владимира носили многие медали [8:140]. На левой стороне груди Полякова вверху расположена звезда ордена Св. Владимира. Пожалованный С.С. Полякову гражданский чин тайного советника (3-й в табели о рангах) соответствовал армейскому званию генерал-лейтенанта и давал право на потомственное дворянство.
Польский орден св. Станислава был самым младшим в иерархии орденов Российской империи, им преимущественно награждали чиновников [8:185], его девиз на латинском языке звучал: «PREMIANDO INCITAT» (награждая, поощряет). Когда орден стал российской наградой, на его знаке в виде креста красной эмали с четырьмя польскими орлами между лучами, в центральном медальоне вместо фигуры епископа помещались буквы «SS» (святой Станислав) [8: 182-183].
Самуил Поляков построил в России девять крупных железных дорог, в том числе Орловско-Грязскую (станции в пределах Орловской области в почти не изменились), основал железнодорожное училище и классическую мужскую гимназию в Ельце, в которой учились И.А. Бунин и М.М. Пришвин.
Примечательно, что серия портретов Поляковых (10 бронзовых бюстов и статуя) предназначались для переплавки и были сохранены благодаря своевременной атрибуции старшего научного сотрудника Русского музея, Г.М. Преснова [5: 275].
Ученик М.М. Антокольского, Илья Гинцбург (автор памятника Антокольскому и его бронзового бюста, похищенного с могилы на кладбище в С.-Петербурге в начале 1928 г.) писал о нем так: «…первый скульптор-еврей, который благодаря своему выдающемуся таланту приобрел громкую известность и всемирную славу» [2: Стб. 784-796].
Кандидат искусствоведения,
Т.В. Лазарева
- Власов В.Г. Антокольский Марк Матвеевич, Мордух Матысович // Стили в искусстве: Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура: словарь: в 3 т. – СПб.: Кольна, 1996. – Т. 2: Словарь имён: А–Л. – С. 32. – 543 с., [8] л. ил.: ил.
- Гинцбург И.Я. Антокольский, Марк Матвеевич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. – СПб., 1908. – Т. 2. – Стб. 784–796.
- Марк Матвеевич Антокольский: Его жизнь, творения, письма и статьи: С факс., портр. и снимками / Под ред. В.В. Стасова. – СПб.; М.: Изд. Т-ва М.О. Вольф, 1905. -[4], LVII, [1], 1046, [1] с., 19 л. ил., портр., факс.: ил., табл., портр.
- Кривдина О. А. Марк Матвеевич Антокольский: «От России – для России». – СПб.: Сударыня, 2008. – 475, [2] с., [40] л. ил., портр.
- Кузнецова Э.В. М.М. Антокольский: Жизнь и творчество. – М.: Искусство, 1989. – 310 с.: ил.
- Лебедев А.К., Бурова Г.К. Творческое содружество: М.М. Антокольский и В. В. Стасов. – Л.: Художник РСФСР, 1968. – 110 с., 7 л. ил.
- Мищенко Е.А., Штейнберг А.Я. Последний импресарио. Сол Юрок. 2016. -23 с.
- 8. Ордена Российской империи/Автор В.А. Дуров.- М.: Белый город, 2002. - 224 с.
- Стасов В.В. Двадцать пять лет русского искусства// Избр. соч. в трех томах, т. 2/ – М.: Искусство, 1952. -784 c.
- Стасов В.В. Марк Матвеевич Антокольский: его жизнь, творения, письма и статьи : с факсимиле, портретами и снимками / Под ред. В.В. Стасова. – СПб., М., 1905. – [5], II, LIX, 1047 с., 18 л. ил.: ил., фронт. (портр.).