Виртуальное мероприятие
Из цикла «История в прекрасном»
”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”:
полотно из фондов ОМИИ.
К 140-летию памяти исторического живописца, академика
Г. С. Седова (1836–1884)
В фондах музея хранится копия хранящейся в Русском музее картины академика Императорской академии художеств, исторического живописца, Григория Семеновича Седова, прожившего недолгую, но яркую, наполненную творчеством жизнь. На холсте значительного размера (132 х 170 см) маслом изображен Иван Грозный перед спящей Василисой Мелентьевой. Процарапанная справа внизу авторская подпись трудно различима и вызывает сомнения, в то же время, в нижнем левом углу ясно читается так же процарапанная дарственная надпись: «На память К.А. Коровину. III/3 1880 года». Работа входила в коллекцию Великого князя Михаила Александровича Романова, Почетного гражданина г. Орла и поступила в собрание в 1957 г. из Орловского краеведческого музея. Исполненное на высоком художественном уровне произведение, безусловно, требует реставрации.
Григорий Седов вышел из семьи московского мясоторговца, неожиданно выбрав для себя художественную стезю. Он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, под начало мастера исторической живописи и храмовой росписи, Михаила Ивановича (Микеланджело) Скотти. Переехав в С.-Петербург, Седов продолжает образование в Императорской Академии художеств (как и Иван Шишкин, с которым он сдружился в училище и портрет которого нарисовал в 1859 г. уже в ИАХ). Профессор А.Т. Марков, руководитель класса, допускал развитие в искусстве бытового жанра, благодаря чему пронзительно жизненные «Путешественники, застигнутые дождем» Седова появляются на академической выставке, а затем, как заметное произведение новой русской живописи, воспроизводятся в виде гравюры в лучшем художественном журнале того времени «Северное сияние». В 1866 г. Григорий Седов блестяще завершает обучение в Академии, удостаиваясь малой и большой золотых медалей, звания классного художника первой степени и права на 6-летнюю пенсионерскую поездку за границу.
Оставаясь верен избранному направлению, он разрабатывает в живописи тему национальной истории, культуры и православия. Однако, работая в Париже без знания языка и внезапно ослепнув на один глаз, Григорий Семенович был вынужден досрочно вернуться на родину в 1870 г., где получает звание академика ИАХ за картину «Иоанн Грозный и Малюта Скуратов». В Москве он продолжает работать для церквей, усердно, но безуспешно ищет историческую тему для большой картины.
Его холст 1871 года «Курская мещанка в старинном костюме» по рекомендации И.Н. Крамского приобретает для своей галереи П.М.Третьяков, как «заметный» «этнографический» этюд; в 1873 г. работа экспонируется на Венской международной выставке, а в 1878-м – на Парижской.
Последним значительным произведением мастера стало полотно «Иоанн Грозный перед Василисой Мелентьевой». На его создание Седова вдохновил один из эпизодов драмы Островского «Василиса Мелентьева», премьера которой состоялась в Малом театре в 1868 г. Цветущая молодая вдова Василиса, очаровавшая Ивана Грозного и ставшая его шестой (невенчанной) женой, во сне проговаривает имя своего действительного возлюбленного, и царь это слышит. Предшествующие по сюжету интриги и последующие события придают этому моменту драмы кульминационный характер.
В 1899 г. знаменитым оперным певцом Орловщины, Антоном Николаевичем Николаевым в губернский музей был передан подписной графический лист Алексея Стрелковского 1876 года «Иван Грозный и Василиса Мелентьева», выполненный на тонированной бумаге акварелью и белилами. В настоящее время оригинальный рисунок Стрелковского, не повторяющий композицию Седова, хранится в фондах ОМИИ.
В 1876 году «Василиса» Григория Седова, «замечательная, если не по внутреннему содержанию, то по прекрасному письму и отлично разыгранному в ней освещению», была показана на выставке Академии художеств и имела огромный успех, поступила в музей императора Александра III. Многочисленные живописные и графические копии произведения свидетельствуют о его необычайной популярности среди современников. Как и в целом для кисти Седова, для его «Василисы» характерна «прекрасная живопись», по выражению Крамского, тщательная и тонкая, высокая степень историчности обстановки и деталей с богатой орнаментикой при, критикуемой современниками, несколько театральной эффектности.
Как видим, образ одиозного царя и его душевное состояние на протяжении ряда лет занимало художника более, чем современная ему действительность. При этом в «Малюте» и «Василисе», при внешней красочной декоративности историзма, в личности Ивана Грозного Седов раскрывает сугубо человечные качества, лирические черты.
В «Малюте» обстановку замкнутого пространства царских покоев украшают нарядные атрибуты тюркской культуры: роскошный узорчатый ковер, резной сундук, богатый халат на главном опричнике. В «горячем» колорите и затейливом узорочье неожиданно драматично воспринимается образ царя: «надломленная» поза утомленного человека в расшитом золотом белом кафтане и красных сапожках, сбитая на затылок монашеская скуфья и заостренное лицо, трактованное с глубоким психологическим надрывом, который выражает пытливый, словно молящий взгляд предельно уставшего человека.
Рядом с Василисой предстает умиленный прелестью старец, спокойный и уверенный в уголке прекрасного мира, куда, казалось бы, немыслимо было проникнуть коварству и измене. Тончайшие и точные характеристики всего двух персонажей, показанных крупным планом, напоминают театральное действие на малой сцене.
Многие работы художника посвящены русской истории и Церкви. Григорий Семенович Седов, окончивший свой земной путь в 48 лет, занял одно из ведущих мест в деле формирования национального, неорусского художественного стиля.
Кандидат искусствоведения, старший
научный сотрудник ОМИИ, Т.В. Лазарева.
Иван Грозный и Малюта Скуратов. 1870. Холст, масло. 140х115 см.
Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина (Украина). Фрагмент.
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=13750
Курская мещанка в старинном костюме. 1871.
Холст, масло. 107х67 см. Третьяковская галерея.
https://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit13297.htm
Г.С. Седов. Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву. 1875.
Холст, масло. 137х172. Русский музей.
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-4402/index.php
Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву. Не ранее 1875. Холст, масло.
132 х 170. ОМИИ. Инв. №: 142.
А.И. Стрелковский. Иван Грозный и Василиса Мелентьева. 1876. Бумага тонированная, акварель, белила.
24х33 см. ОМИИ. Инв. №: 139.
Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву.
ОМИИ. Фрагмент.
Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву.
ОМИИ. Фрагмент.
Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву.
ОМИИ. Фрагмент.
Э. Беренс (гравер). Портрет Седова Григория Семеновича (1836-1886)
https://artchive.ru/artists/2649~Grigorij_Sedov#show-media://photo/552397