Тема войны в творчестве А.И. Курнакова – взгляд солдата
«Для воевавших война никогда не кончается».
Курцио Малапарте.
Мы сегодня живём в очень сложное время. Нацисты вновь пытаются навязать нам свою волю, заставить жить по волчьим законам. И потому такие даты как
5 августа в жизни нашего города очень важны. Память, благодарная память – свойство неотъемлемое от понятия человек. Мы помним тех, кто ценой своей жизни подарил нам возможность жить в мирном городе, отстроил его после страшных разрушений.
Любовь к родному городу, своей стране – патриотизм, для нас не пустой звук. Настоящим патриотом был Народный художник СССР, ветеран Великой Отечественной войны Андрей Ильич Курнаков. Прошедший войну от первого до последнего дня, Андрей Ильич свято хранил память о друзьях – однополчанах, не доживших до светлого дня победы. В обширном наследии художника А. И. Курнакова число сохранившихся работ военного времени не велико, не до того было. А вот послевоенная коллекция достаточно обширна и разнообразна. Давайте вместе рассмотрим некоторые из этих работ.
В одном из залов музея «Мемориальная мастерская» размещён небольшой по формату этюд «КП генерала Кустова А.Ф.» 1959 (холст на ДВП, масло) и не всегда привлекает к себе внимание.
Начнем с экскурса в историю. Операция «Кутузов». После разведки боем части 3-й армии под командованием генерал-лейтенанта А.В. Горбатова и 63-й армии под командованием генерал-лейтенанта В.Я. Колпакчи прорвали оборону врага, освободив деревню Вяжи, создали стратегический плацдарм для освобождения Орловской области.
24 июня 1943 года в самый разгар подготовки к Курской битве Алексей Федорович Кустов назначен командиром 380-й стрелковой дивизии. С 12 по 17 июля 1943 года в ходе Орловской наступательной операции 380-я стрелковая дивизия под командованием полковника Кустова прорвала сильно укрепленный рубеж противника в районе деревни Вяжи Новосильского района Орловской области и в результате наступления заняла свыше 20 населенных пунктов. В этих боях Кустов был ранен. Это его героические бойцы 380-й, разведчики Василий Иванович Образцов и Иван Дмитриевич Санько 5 августа водрузили флаг освобождения над домом по улице Московской в городе Орле.
24 июня 1943 года в самый разгар подготовки к Курской битве Алексей Федорович Кустов (04.фото Кустова) назначен командиром 380-й стрелковой дивизии. С 12 по 17 июля 1943 года в ходе Орловской наступательной операции 380-я стрелковая дивизия под командованием полковника Кустова прорвала сильно укрепленный рубеж противника в районе деревни Вяжи Новосильского района Орловской области и в результате наступления заняла свыше 20 населенных пунктов. В этих боях Кустов был ранен. Это его героические бойцы 380-й, разведчики Василий Иванович Образцов и Иван Дмитриевич Санько (05.фото Образцова и 06.Санько) 5 августа водрузили флаг освобождения над домом по улице Московской в городе Орле.
Только за 26 дней боев на орловской земле 2198 бойцов и командиров 380-й дивизии Алексея Федоровича Кустова были награждены орденами и медалями. В их честь, а также других стрелковых дивизий, поддерживавших танковое наступление, 5 августа 1943 года прозвучал в Москве первый салют. 5-ой, 129-ой и 380-ой дивизиям присвоено наименование «Орловских»
Работа «КП генерала Кустова» – скорее всего один из многих подготовительных этюдов к более масштабному произведению. Известно, что открытие первой диорамы, находящейся в краеведческом музее города Орла «Прорыв обороны немецко-фашистских войск у деревни Вяжи 11-12 июля 1943 года», созданная художниками А.И. Курнаковым, Л.И. Курнаковым и Г.В. Дышленко, состоялось в 1960 году.
Работа, хранящаяся в нашем музее, датирована 1959 годом. Художники вместе с А.Ф. Кустовым не однажды выезжали на Зушу, внимательно изучали местность, слушали комментарий командира.
На этюде «КП генерала Кустова» изображена холмистая местность, такая характерная для Орловского края, залитая солнцем. Пластичным мазком, свойственным масляной живописи, которой А.И. Курнаков отдавал предпочтение до конца 60-х годов, художник передает все особенности рельефа местности. Обрывистый берег, известковая порода, выступающая из-под неяркой июльской зелени, речушка, журчащая у обрыва, небольшой кусочек чистого голубого неба создавали бы ощущение безмятежности, если бы ни понимание того, что именно эти холмы нужно было форсировать, преодолевать, поливать кровью идущих в наступление солдат.
Закончив работу над первой диорамой, выслушивая и читая порой восторженные отзывы, Андрей Ильич Курнаков ощущал присущую настоящему художнику творческую неудовлетворенность. Он считал, что диорама недостаточно ярко и масштабно отразила такое грандиозное событие в истории Великой Отечественной войны, как Курская битва, коренной перелом!
Прошло 13 лет, прежде чем появился новый эскиз, и еще 10 лет, прежде чем была перерезана ленточка на открытии второй диорамы.
Настала пора изучения материалов по истории Великой Отечественной войны – мемуары и воспоминания участников Курской битвы, архивные документы, беседы с участниками сражений на орловской земле в 1943 году, Ведь для новой диорамы он выбрал место совсем неподалеку от деревни Вяжи – Малое Измайлово расположено всего в 5 километрах на той же Зуше. По большому счету это одна операция, начавшаяся у деревни Вяжи 11 июля, а закончившаяся 12 июля 1943 года прорывом обороны фашистов у деревни Малое Измайлово.
Новая диорама была задумана намного большего размера, масштабнее – это 8 метров по высоте и 38 метров по ширине холста, с огромным предметным планом. Ни одно музейное здание Орла не могло разместить такую диораму. Власти города и области приняли решение пристроить к старому купеческому дому по улице Нормандии – Неман специальное помещение.
А для подготовительных работ Андрею Ильичу выделили спортивный зал орловского завода «Стекломаш», где и создавался каркас будущего произведения в натуральную величину. Для такого огромного полотна не годился традиционный деревянный подрамник, за ним нужно было постоянно следить, ремонтировать, да и полотно диорамы не прямое, а вогнутое. Для натяжки такого большого полотна – более 300 квадратных метров, Андрей Ильич предложил металлическую конструкцию с креплением холста только в верхней части, на нижней же кромке были сделаны специальные отвесы с грузом, что исключало колебания поверхности холста в зависимости от изменений температуры.
В ходе подготовительных работ Андрей Ильич написал более 150 этюдов, многие из которых по образному решению, завершенности представляют собой самостоятельные произведения. Вы можете их увидеть в экспозиции Картинной галереи А.И. Курнакова.
Эскизы к диораме «Прорыв обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме в июле 1943 года».
Наиболее сложной задачей всякого произведения диорамного искусства является его композиция. Важно избежать неоправданных пустот, которые повлекут за собой изолированность одного действия от другого, разрушат логику события, с другой стороны, чрезвычайная насыщенность приведет к перегрузке и также разрушит целостность впечатления. А.И. Курнаков был мастером композиционных решений. Он сумел отдельные эпизоды сражения расположить на холсте так, что они слагаются в одно единое целое.
На полотне нет ни одного выдуманного эпизода. Так, ветераны обратили внимание на фигуру командира, взмахом руки поднимающего за собой бойцов в атаку
images/publicacii_2023/20230804_1204_13_%20Fragment_dioramy_1983.jpg
«Куда он бежит? Под трибунал?» - спросили они художника. Их вопрос был закономерен. Согласно Боевому уставу пехоты 1942 г., известного ветеранам как Приказ НКО от 09.11.1942г. № 347, командирам, практически, запрещалось «находиться впереди своих боевых порядков, вести их в атаку», т.к. это ведет к «потере командира и ненужному расстройству боевых порядков». Новый Устав констатировал, что «командиры являются центральной фигурой боевых порядков, что сохранение командира является залогом успеха в бою и, наоборот, выход командира из строя ведет к уменьшению возможностей нашего успеха». Но далее в этом же приказе сказано, что «только в исключительных случаях боевой обстановки Устав разрешает командирам…выдвигаться перед боевыми порядками и лично вести за собою в бой свои подразделения». Именно этот факт и лег в основу эпизода, изображенного на полотне. Архивные документы свидетельствуют: когда наступление 806 стрелкового полка замедлилось в результате сильного минометно-пулеметного огня противника, командир полка полковник Иван Ефимович Попов оставил свой наблюдательный пункт и личным примером увлек за собой солдат. В этой атаке он был ранен, но не оставил поле боя, продолжая командовать сражением.
Одной из сложнейших задач при создании диорамы был предметный план. А.И. Курнаков успешно справился с одной из основных проблем – незаметный переход предметного плана к живописи на холсте. Художник нашел ту меру соотношения реальных предметов и написанных сцен, которая помогает образному восприятию диорамы.
Диорама «Прорыв обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме в июле 1943 года» была открыта 4 августа 1983года к 40-летию освобождения города Орла.
Тема войны болезненная и святая никогда не оставляли Андрея Ильича. К ней он возвращался вновь и вновь. Память, реквием… Дословно «реквием» – заупокойная месса в католической церкви латинского обряда. От латинского reguies – «покой», «успокоение». Уже в 1990г. он пишет пейзаж «Спасский реквием»1990 (холст на ДВП, темпера).
Во время войны родина И.С. Тургенева село Спасское 24 октября было оккупировано немецко-фашистским захватчиками. Враги сожгли село, богадельню, церковную сторожку, усадебные строения, сильно пострадал семейный склеп, каретный сарай, пересох пруд.
В 1941 году бои по освобождению велись, в том числе и на территории музея-заповедника. 27 декабря усадьба И.С. Тургенева и село Спасское-Лутовиново были освобождены 1185- м стрелковым полком 356-й стрелковой дивизии, входившей в состав 61-й армии. В парке, в просвете, обрамленном нависшими мохнатыми ветвями, виднелся дом, разоренный, замусоренный, но все же уцелевший. Таким предстал перед солдатами флигель изгнанника.
Ему повезло. Огонь, добравшийся до него, удалось потушить. Голые стены, грязь, копоть. После освобождения Спасского во флигеле усадьбы Тургенева располагался медсанбат (санитарная рота 342-й стрелковой дивизии). Отсюда и захоронения 1942-43 годов. Бойцы Красной армии, отбивая территорию священной для каждого русского земли, не щадили свои жизни. Со временем территорию очистили от мин и снарядов, восстановили, уничтожили следы войны, но память о тех, кто сложил свои головы, защищая эту землю, сохранена. Впервые вопрос о переносе братских захоронений 1942-43 годов и создания мемориала в честь воинов, погибших на Спасской земле, встал в 1979 году. Окончательное решение по этому вопросу было принято в 1984 году. В списке захоронения значится 99 имен, все они высечены на мраморной плите мемориала. Скромный обелиск героям на территории парка сохраниться навечно, как Спасский реквием.
Название «реквием» совсем не случайно. Художник продумал каждую деталь, каждый штрих, для этого произведения начиная от названия, продолжая идею в колорите, заканчивая, понятным для всех, подтекстом. Как композитор, делая паузы или усиливая звучание инструментов, ведет слушателя за собой, так и Курнаков-художник, используя доступные ему способы, старается провести зрителя за собой в мир своих переживаний. Первое что он делает - выбирает то время года, которое связано с печалью, уходом. Это уже ни та осень, дарящая теплые всполохи «в багрец и золото» одетых лесов, да и парк еще не сбросил своего золотистого наряда, но листья уже пожухли и тихо ложатся на замерзающую землю. Пушистые хлопья первого снега добавляют пронзительности в описываемый Курнаковым пейзаж. Темный обелиск на переднем плане, освещен неярким солнцем, написан серой и синей красками и потому не перегружает картину. Голубые, синие, ультрамариновые тени плетут необычный узор, плавно переходящий в тени векового дуба, привлекая внимание зрителя к освещенной неярким солнцем золотистой березе.
Уходящая перспектива дает ощущение глубины и как высокая пронзительная нота звенит где-то там, в ясном голубом небе. Художник, отдавая низкий поклон памяти тех, кто сложил свои головы за Россию, как бы говорит нам: жизнь продолжается!
Основа творчества Андрея Ильича Курнакова – Человек, его единство с миром родной природы. Природы, как неисчерпаемого источника познания и самопознания. В картинах кисти Курнакова природа, пейзаж – это еще и возможность раскрыть свои мысли, эмоции, переживания, возможность поделиться чувствами со зрителем. Его пейзажи всегда «говорящие», всегда заставляющие думать.
«Патриотизм, - писал Белинский, - состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний». Именно таким и является патриотизм художника Андрея Ильича Курнакова.
Виртуальная выставка
Тема войны в творчестве А.И. Курнакова.
Мы сегодня живём в очень сложное время. Нацисты вновь пытаются навязать нам свою волю, заставить жить по волчьим законам. И потому такие даты как
5 августа в жизни нашего города очень важны. Память, благодарная память – свойство неотъемлемое от понятия человек. Мы помним тех, кто ценой своей жизни подарил нам возможность жить в мирном городе, отстроил его после страшных разрушений.
Любовь к родному городу, своей стране – патриотизм, для нас не пустой звук. Настоящим патриотом был Народный художник СССР, ветеран Великой Отечественной войны Андрей Ильич Курнаков. (Портрет А.И. Курнакова) Прошедший войну от первого до последнего дня, Андрей Ильич свято хранил память о друзьях – однополчанах, не доживших до светлого дня победы. В обширном наследии художника А. И. Курнакова число сохранившихся работ военного времени не велико, не до того было. А вот послевоенная коллекция достаточно обширна и разнообразна. Давайте вместе рассмотрим некоторые из этих работ.
В одном из залов музея «Мемориальная мастерская» размещён небольшой по формату этюд «КП генерала Кустова А.Ф.» 1959 (холст на ДВП, масло) и не всегда привлекает к себе внимание (фото этюда).
В середине 1950-х годов Орловский краеведческий музей заказал трём молодым орловским художником работу по созданию первой в городе диорамы «Прорыв обороны немецко-фашистских войск у деревни Вяжи 11-12 июля 1943 года». Это были братья Андрей и Леонид Курнаковы и Георгий Дышленко (фото художников). Их консультировал тогда генерал-майор, в 1943 году полковник Алексей Федорович Кустов. Именно он командовал боем, с которого и началось освобождение.
24 июня 1943 года в самый разгар подготовки к Курской битве Алексей Федорович Кустов (фото Кустова) назначен командиром 380-й стрелковой дивизии. С 12 по 17 июля 1943 года в ходе Орловской наступательной операции 380-я стрелковая дивизия под командованием полковника Кустова прорвала сильно укрепленный рубеж противника в районе деревни Вяжи Новосильского района Орловской области и в результате наступления заняла свыше 20 населенных пунктов. В этих боях Кустов был ранен. Это его героические бойцы 380-й, разведчики Василий Иванович Образцов и Иван Дмитриевич Санько (фото Образцова и Санько) 5 августа водрузили флаг освобождения над домом по улице Московской в городе Орле. Только за 26 дней боев на орловской земле 2198 бойцов и командиров 380-й дивизии Алексея Федоровича Кустова были награждены орденами и медалями. В их честь, а также других стрелковых дивизий, поддерживавших танковое наступление, 5 августа 1943 года прозвучал в Москве первый салют. 5-ой, 129-ой и 380-ой дивизиям присвоено наименование «Орловских»
Работа «КП генерала Кустова» – скорее всего один из многих подготовительных этюдов к диораме. Известно, что открытие первой диорамы, находящейся в краеведческом музее города Орла «Прорыв обороны немецко-фашистских войск у деревни Вяжи 11-12 июля 1943 года», состоялось в 1960 году. (фото диорамы) Работа, хранящаяся в нашем музее, датирована 1959 годом. Художники вместе с А.Ф. Кустовым не однажды выезжали на Зушу, внимательно изучали местность, слушали комментарий командира. (Фото на Зуше)
На этюде «КП генерала Кустова» изображена холмистая местность, такая характерная для Орловского края, залитая солнцем. Пластичным мазком, свойственным масляной живописи, которой А.И. Курнаков отдавал предпочтение до конца 60-х годов, художник передает все особенности рельефа местности. Обрывистый берег (фрагмент), известковая порода, выступающая из-под неяркой июльской зелени, речушка (фрагмент), журчащая у обрыва, небольшой кусочек чистого голубого неба создавали бы ощущение безмятежности, если бы ни понимание того, что именно эти холмы нужно было форсировать, преодолевать, поливать кровью идущих в наступление солдат. (этюд)
Тема войны болезненная и святая никогда не оставляли Андрея Ильича. К ней он возвращался вновь и вновь. Память, реквием… Дословно «реквием» – заупокойная месса в католической церкви латинского обряда. От латинского reguies – «покой», «успокоение». Уже в 1990г. он пишет пейзаж «Спасский реквием»1990 (холст на ДВП, темпера) (фото работы) .
Во время войны родина И.С. Тургенева село Спасское 24 октября было оккупировано немецко-фашистским захватчиками. Враги сожгли село, богадельню, церковную сторожку, усадебные строения, сильно пострадал семейный склеп, каретный сарай, пересох пруд.
В 1941 году бои по освобождению велись, в том числе и на территории музея-заповедника. 27 декабря усадьба И.С. Тургенева и село Спасское-Лутовиново были освобождены. В парке, в просвете, обрамленном нависшими мохнатыми ветвями, виднелся дом, разоренный, замусоренный, но все же уцелевший. Таким предстал перед солдатами «флигель изгнанника» (фото флигеля). Ему повезло. Огонь, добравшийся до него, удалось потушить. Голые стены, грязь, копоть. После освобождения Спасского во флигеле усадьбы Тургенева располагался медсанбат. Отсюда и захоронения 1942-43 годов. Бойцы Красной армии, отбивая территорию священной для каждого русского земли, не щадили свои жизни. Со временем территорию очистили от мин и снарядов, восстановили, уничтожили следы войны, но память о тех, кто сложил свои головы, защищая эту землю, сохранена. Впервые вопрос о переносе братских захоронений 1942-43 годов и создания мемориала в честь воинов, погибших на Спасской земле, встал в 1979 году. Окончательное решение по этому вопросу было принято в 1984 году. В списке захоронения значится 99 имен, все они высечены на мраморной плите мемориала. Скромный обелиск героям на территории парка сохраниться навечно, как Спасский реквием (фото мемориала). Название «реквием» совсем не случайно. Художник продумал каждую деталь, каждый штрих, для этого произведения начиная от названия, продолжая идею в колорите, заканчивая, понятным для всех, подтекстом. Как композитор, делая паузы или усиливая звучание инструментов, ведет слушателя за собой, так и Курнаков-художник, используя доступные ему способы, старается провести зрителя за собой в мир своих переживаний. Первое что он делает - выбирает то время года, которое связано с печалью, уходом. Это уже ни та осень, дарящая теплые всполохи «в багрец и золото» одетых лесов, да и парк еще не сбросил своего золотистого наряда, но листья уже пожухли и тихо ложатся на замерзающую землю (фрагмент с листьями и снегом). Пушистые хлопья первого снега добавляют пронзительности в описываемый Курнаковым пейзаж. Темный обелиск на переднем плане (обелиск), освещен неярким солнцем, написан серой и синей красками и потому не перегружает картину. Голубые, синие, ультрамариновые тени плетут необычный узор, плавно переходящий в тени векового дуба, привлекая внимание зрителя к освещенной неярким солнцем золотистой березе (дуб, берёза). Уходящая перспектива дает ощущение глубины и как высокая пронзительная нота звенит где-то там, в ясном голубом небе. Художник, отдавая низкий поклон памяти тех, кто сложил свои головы за Россию, как бы говорит нам: жизнь продолжается! (вся работа)
Основа творчества Андрея Ильича Курнакова – Человек, его единство с миром родной природы. Природы, как неисчерпаемого источника познания и самопознания. В картинах кисти Курнакова природа, пейзаж – это еще и возможность раскрыть свои мысли, эмоции, переживания, возможность поделиться чувствами со зрителем. Его пейзажи всегда «говорящие», всегда заставляющие думать. «Патриотизм, - писал Белинский, - состоит не в пышных возгласах и общих мест, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний». Именно таким и является патриотизм художника Андрея Ильича Курнакова (фото Мастера).
Самаричева М.Н и Барсукова И.Е