Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина
народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств.
К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
«Какое великое счастье, что у России есть Пушкин! Всю нашу жизнь он сияет над нами, как незаходящее солнце. Он входит в память каждого из нас с детства», - писал Н.В. Кузьмин в своей книге «Штрих и слово».
Любовь к Пушкину определила судьбу народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина (1890-1987), став на всю жизнь источником его вдохновения. В течение жизни он несколько раз обращался к творчеству поэта. Несколько лет длилась работа художника над иллюстрациями к «Эпиграммам» А.С. Пушкина. В начале 1971 года Н.В. Кузьмин, задумав собрать эпиграммы А.С. Пушкина в одной книжке, обратился за помощью к Татьяне Григорьевне Цявловской. Она была талантливейшим пушкинистом, тонким знатоком рукописей и рисунков великого поэта. В результате многолетней работы над исследованием рисунков поэта в 1970 году вышла ее книга «Рисунки Пушкина». Она помогла художнику советом, каким образом лучше дополнить это издание. Т.Г. Цявловская в переписке напомнила художнику о планах самого поэта опубликовать сборник эпиграмм в одной книге. Существует сведение, сообщенное приятелем Пушкина С. А. Соболевским, что стихотворение «О муза пламенной сатиры!..» поэт рассматривал как введение в свой сборник эпиграмм, который, однако, не был им осуществлен.
В конце 18 века получил распространение жанр эпиграмм – коротких стихотворений сатирического свойства. Иногда эпиграммы носили вполне комплиментарный характер – что-то вроде дружеского шаржа, только в стихах. Но иногда их объектами становились известные в обществе лица, чаще всего одиозные. И тогда эпиграмма превращалась в оружие политической сатиры. Эпиграммы не публиковались, а изустно, благодаря своей лёгкой запоминаемости, быстро распространялись в высшем свете. Поскольку подпись автора за таким произведением не стояла, оно было как бы анонимным. Но благодаря связям, а чаще всего – легко узнаваемому авторскому стилю – все знали, кто сочинитель. Для самого Пушкина эпиграммы часто были лишь шалостью — он не всегда отдавал себе отчёт, как глубоко могут ранить его слова. Впрочем, ему доводилось использовать поэзию и в качестве оружия и вполне осознанно. «Приятно дерзкой эпиграммой взбесить оплошного врага» - писал А.С. Пушкин (глава VI, роман «Евгений Онегин»).
У Пушкина еще при жизни была слава завзятого карикатуриста. Цявловская привела многочисленные отзывы современников о карикатурах Пушкина. Наиболее интересной является статья во французской газете «Тан» от 5 апреля 1837 года, в которой автор высоко оценивает Пушкина-карикатуриста и сравнивает его с прославленным Жан-Пьером Дантаном, чьи скульптурные шаржи восхищали в ту пору парижан. Изучение биографических трудов пушкинистов дало художнику необходимую свободу: Кузьмин не слепо копирует легкий, быстрый рисунок на полях пушкинских рукописей. Художник создал свой оригинальный стиль для изображения сатирических персонажей поэта. Живая быстрая линия в рисунке сохраняет ироничную и тонкую связь с текстом эпиграмм.
Книга «А.С. Пушкин. Эпиграммы» с иллюстрациями Н.В. Кузьмина и примечаниями Т.Г. Цявловской вышла в Издательстве «Художественная литература» в 1979 году.
В собрании нашего музея хранятся уникальные рисунки Н.В. Кузьмина к «Эпиграммам» А.С. Пушкина, выполненные за период с 1975 по 1980 год подаренные женой художника Татьяной Алексеевной Мавриной в 1990 году. Некоторые из них вошли в издание книги, другие стали рабочими рисунками или вариантами иллюстраций.
Иллюстрация к эпиграмме «Как брань тебе не надоела?» создана в 1970-е годы, в технике тушь перо. Н.В. Кузьмин изображает в гротесковой форме голову мужчины с недовольным и брезгливым выражением лица, несколько утрируя его черты: удлиняя нос, рисуя глаза навыкате, таким образом, передавая личность неприятную для поэта.
|
Как брань тебе не надоела? Расчёт короток мой с тобой: Ну, так! я празден, я без дела, А ты бездельник деловой. |
Адресат этой эпиграммы неизвестен, но по характеристике героя эта эпиграмма ближе к группе эпиграмм, написанных на редактора М.Т. Каченовского (литературного критика и издателя журнала «Вестник Европы»). Пушкин предполагал, что Каченовский был автором враждебных рецензий на «Руслана и Людмилу».
Сатирический рисунок к «Эпиграмме на Ф.И. Толстого» является рабочим вариантом, в котором художник передает образ легкомысленного человека. Кузьмин изображает графа Толстого в домашнем халате с картами в руках.
|
В жизни мрачной и презренной Был он долго погружен, Долго все концы вселенной Осквернял развратом он. Но, исправясь понемногу, Он загладил свой позор, И теперь он — слава богу — Только что картежный вор. |
Эпиграмма посвящена графу Федору Ивановичу Толстому, поручику Преображенского полка, знаменитому бретёру, картежнику, и в тоже время герою нескольких компаний (включая Отечественную войну 1812 года). Толстой был участником первой российской кругосветной экспедиции
(1803-1806) под командой И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Конфликт А.С. Пушкина с Ф.И.Толстым во время игры в карты послужил написанию поэтом этой эпиграммы.
На иллюстрации к эпиграмме «Сапожник» (Притча) Н.В. Кузьмин, следуя тексту, изображает сапожника перед нижним фрагментом картины, на которой видны только ноги в обуви.
|
Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник. Вот, подбочась, сапожник продолжал: «Мне кажется, лицо немного криво… А эта грудь, не слишком ли нага?»…. Тут Апеллес прервал нетерпеливо; «Суди, дружок, не свыше сапога!» Есть у меня приятель на примете: Не ведаю, в каком бы он предмете Был знатоком, хоть строг он на словах, Но черт его несет судить о свете: Попробуй он судить о сапогах! |
Данная эпиграмма была написана Пушкиным в 1829 году на литературного критика Николая Ивановича Надеждина, который выступил в «Вестнике Европы» с критическими статьями о «Графе Нулине», «Евгении Онегине» и «Полтаве». Основой пушкинской притчи стал рассказ древнеримского писателя Плиния Старшего о древнегреческом художнике Апеллесе.
В рисунке к эпиграмме «Наш друг Фита Кутейкин в эполетах…» Кузьмин уловил добродушный настрой эпиграммы и изобразил друга Пушкина с мягким юмором, показывая Федора Глинку за чтением псалма, вдохновенно поднявшего к небу глаза, держащего в руках листок с надписью « Ψалом».
|
Наш друг Фита, Кутейкин в эполетах, Бормочет нам растянутый псалом: Поэт Фита, не становись Фертом! Дьячок Фита, ты Ижица в поэтах! |
Эпиграмма на Федора Ивановича Глинку была направлена против его стихотворных псалмов, которые он перерабатывал и печатал в журналах. «Фита» - этой буквой Глинка подписывался в печати.
Пушкин не мог не видеть некоторого однообразия поэтических опытов Глинки и в силу своего характера не мог удержаться от добродушной иронии в адрес приятеля, наградив его своей эпиграммой. Посылая эпиграмму Вяземскому, поэт просит никому её не показывать.
В рисунке к эпиграмме «Зачем кричишь ты, что ты дева…» художник создает образ миловидной девушки - мечтательной и манерной. Наклон ее кудрявой головки к левому обнаженному плечу и гусиное перо в тонких пальчиках указывает на то, что она сочиняет. В рисунке Н.В. Кузьмин не искажает внешние черты девушки, но при этом передает мягкий сарказм эпиграммы А.С. Пушкина.
|
Зачем кричишь ты, что ты дева, На каждом девственном стихе? О, вижу я, певица Ева, Хлопочешь ты о женихе. |
Эпиграмма вызвана напечатанным в газете «Русский инвалид» стихотворением, молодой писательницы Пучковой Екатерины Наумовны в четырех строках которого, дважды назвавшей себя девой.
Объектом метких эпиграмм Пушкина не раз был император Александр I , с которым у поэта сложились непростые отношения.
Рисунок к эпиграмме «Воспитанный под барабаном…» является одним из рабочих вариантов, в котором Кузьмин ведет поиск образа Александра I. Передавая в рисунке внешне сходство, он несколько искажает черты императора, создавая комическое изображение императора и при этом сохраняя оригинальность своего художественного языка. Рисунок дополняют надписи каллиграфическим почерком и рисунки.
|
Воспитанный под барабаном, Наш царь лихим был капитаном: Под Австерлицем он бежал, В двенадцатом году дрожал, Зато был фрунтовой профессор! Но фрунт герою надоел — Теперь коллежский он асессор По части иностранных дел! |
Александр I провел детство и юность в Гатчинской кордегардии, помещении для дворцового караула. Эпиграмма Пушкина разила Александра I за полнейшую потерю престижа в вопросах международной политики, что выразилось в его неудаче на петербургской конференции европейских держав в феврале 1825 г., на которой он оказался единственным монархом.
В иллюстрации к эпиграмме «К бюсту завоевателя» художник передает образ императора с его противоречивым характером, который нарисовал Пушкин. С одной стороны лицо императора в гневе, с другой стороны он добродушно улыбается.
Эпиграмма обращена к бюсту Александра I, выполненному датским скульптором Бертелем Торвальдсеном (1770-1844) с натуры в октябре 1820 в Варшаве. Стихотворению соответствует прозаическая заметка: «Торвальдсен, делая бюст известного человека, удивлялся странному разделению лица, впрочем, прекрасного — верх нахмуренный, грозный, низ же выражающий всегдашнюю улыбку. — Это не нравилось Торвальдсену». Стихотворение является острой художественной характеристикой Александра I, повторенной в эпитете «лукавый» в начале Х главы «Евгения Онегина».
| Напрасно видишь тут ошибку: Рука искусства навела На мрамор этих уст улыбку, А гнев на хладный лоск чела. Недаром лик сей двуязычен. Таков и был сей властелин: К противочувствиям привычен, В лице и в жизни арлекин. |
В 1980 году Н.В. Кузьмин был награжден золотой медалью Академии художеств СССР за иллюстрации к книге А.С. Пушкина «Эпиграммы».
В своей книге «Художник и книга» Кузьмин писал, что «Только при наличии особого «избирательного сродства» между писателем и иллюстратором случается чудо слияния зрительного и литературного образа в нерасторжимое единство, и тогда иллюстрация остается в сознание читателя постоянным спутником книги. Художник, вложивший свой труд и вдохновение в иллюстрирование книги, всегда мечтает, что его рисунки станут для этой книги вечными спутниками». Прошло 45 лет со дня выхода в свет книги « А.С. Пушкин. Эпиграммы» с иллюстрациями Н.В. Кузьмина. В течение этого времени книга переиздавалась несколько раз и спутниками этой книги неизменно оставались иллюстрации Николая Васильевича Кузьмина.
Старший научный сотрудник Т.И. Мазуркевич


.jpg)
.jpg)
.jpg)




