Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Подтверждение согласия на обработку персональных данных

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Ночь музеев 17.05. 2025 (18:00-23:00). "Ночь искусств» 17 мая 2025 года!

  • «Когда над землею бушует весна...»

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)

  • «Лето на даче» двух картин  Пахомова  Алексея Федоровича,  Народного  художника СССР (1900 – 1973 г. г.) (из фондов ОМИИ)

  • Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года

  • Выставка «Ольга Сорокина. Русский альбом»

  • Ночь музеев 18.05. 2024 (18:00-24:00). Из поколения в поколение. Семейные реликвии.

  • Открытие выставки «История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР» (Графика 1950-1980-х годов из фондов музея)

  • История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР

  • Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.

  • Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

  • Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.

  • «Калейдоскоп». Персональная выставка произведений Анатолия Федая.

  • Открытие выставки графических произведений «Коданити в пространстве Надежды Войновой»

  • «Коданити В Пространстве Надежды Войновой»

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть II.

  • Этюд “Женщина в лиловом платке” из собрания ОМИИ

Военная служба по контракту


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Из цикла «Возрождая и спасая» (о реставрации литографии Н.И. Жерена «Вид дома, в коем помещено заведение искусственных минеральных вод в Москве» из собрания Орловского музея изобразительных искусств).

Информация о материале
Создано: 30 сентября 2023

Часть VI.

Представляем последний лист из группы графических произведений нашей фондовой коллекции, отреставрированных в Москве во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря. 

Об авторе этой работы – Николае Ивановиче Жерене (1810 - не ранее 1871), известно совсем немного. Он был сыном московского живописца и графика, академика Ивана (Жана) Михайловича Жерена (1778-1827), писавшего миниатюрные портреты на слоновой кости и пергаменте и батальные картины, посвященные событиям Отечественной войны 1812 г. и заграничным походам русской армии 1813-1814 гг. 

Дед Николая Ивановича Жерена переселился в Россию из Франции в конце XVIII в. Вероятно, он был скульптором. Брат Николая Ивановича – Иван Иванович Жерен, также посвятил себя искусству: был акварелистом и литографом (ок. 1800 - не ранее 1868). 

Николай Иванович и Иван Иванович, как и их отец, жили в Москве.

В 1831 г. Николай Иванович «по окончании наук рисовального и чертежного искусства в службу вступил в Императорское Московское общество испытателей природы художником». В 1832 г. занимался в Натурном классе. 

Преподавал рисование и черчение в ремесленном заведении Московского воспитательного дома, Елизаветинском училище и Лазаревском институте восточных языков. Подготовил два учебных пособия по рисованию: «Курс первоначального рисования» (1853) и «Упражнения в орнаментном рисовании» (1853).

Н.И. Жерен «Вид с террасы, обвитой плющом». 1853.  Картон, гуашь, акварель, белила, итальянский карандаш.  Государственная Третьяковская галерея

В графическом наследии Николая Ивановича Жерена – пейзажи, интерьеры и жанровые композиции в технике литографии, гуаши и акварели.

В 1832 г. он выполнил литографии для выходившего с 1827 по 1831 гг. четырехтомника: «Москва, или исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского» Ивана Гавриловича Гурьянова (1791 - не ранее 1854), а в 1834 г. – для изданной в двух частях книги: «Описание минеральных вод, естественных и искусственных, составленное из сочинений новейших писателей Францом Белявским для врачующих и врачующихся». Последняя из них, возможно включала изображение, аналогичное по композиции находящемуся в нашем музейном собрании. Но меньшего формата и одноцветное.

Цветная литография из фондов нашего музея выполнена на несколько лет раньше выхода книги «Описание минеральных вод…». На ее нижнем поле имеется пояснительная надпись: «Видъ дома въ коемъ помѣщено, заведеніе искуственныхъ минераллныхъ водъ. // в Москвѣ.». Само изображение включает расположенную слева внизу, литографированную подпись художника с широким росчерком и датой, – «Н. Жеренъ // 1828».

   

Н.И. Жерен «Вид дома, в коем помещено заведение искусственных минеральных вод в Москве». 1828. Бумага, цветная литография.   Орловский музей изобразительных искусств Изображен летний парковый пейзаж с архитектурными сооружениями, прудом и стаффажем. На первом плане, вдоль протянувшейся у берега аллеи, неспешно прогуливаются, идущие в разных направлениях мужчины и женщины. Военные в фуражках, гражданские в цилиндрах и длинных сюртуках, некоторые с тросточками в руках. Дамы в шляпках с широкими полями, длинных светлых и темных платьях с высокой талией. Справа от пруда, на втором плане, в сторону деревянного павильона с высокой зеленоватой односкатной кровлей, шествует священник в темном облачении, широкополой шляпе, с посохом в руках. За прудом, на лугу, под белым тентом, среди растений в кадках, сидят четыре мужчины. 

Вдали за лугом, на фоне голубоватого неба, – симметричное трехчастное белое ампирное здание в 2-3 этажа, с центральным корпусом и боковыми флигелями. Вдоль его центра и правой части, внизу, протянулась галерея с навесом на столбах, по которой прогуливается публика.

Что же представляло собой заведение искусственных минеральных вод в Москве?

 

Христиан   Христиан Иванович Лодер   Гравюра Иоганна Готхарда Мюллера (1747-1830) с картины Иоганна Фридриха Августа Тишбейна (1750-1812)

Оно было детищем известного и авторитетного врача, профессора Московского университета, почетного члена Петербургской академии наук – Христиана Ивановича Лодера (1753-1832), который увлекся идеей организации водолечения в Москве. В 1925 г. в типографии Московского университета вышел его небольшой, пятнадцатистраничный труд: «О приготовлении искусственных минеральных вод по методу доктора Струве в Дрездене и проект заведения подобных вод в Москве». В ней он ратовал за создание искусственных минеральных вод для «пользования внутренних и наружных другими средствами неизлечимых болезней» и представлял проект плана частной платной лечебницы. Вначале ее предполагали устроить в Нескучном саду и открыть в июне-июле 1826 г. Но появилась и стала действовать она в 1828 г., поблизости от Крымского брода (Крымского моста), на противоположном берегу Москвы-реки, на Остоженке, во 2-м Ушаковском, теперешнем Хилковом, переулке. Вероятно, именно со временем ее открытия и было связано появление литографии Николая Ивановича Жерена.

Летом лечебница открывалась очень рано: уже в пять часов. В ней можно было по рекомендации врачей не только по определенной схеме пить целебные воды: карлбадскую, мариенбадскую, эгерскую, пирмонтскую, теплицкую и других типов, для употребления коих при входе посетителям вручали фарфоровые кружки, но и в специально обустроенных комнатах принимать минеральные и прочие целебные ванны. Затем следовало гулять в течение трех часов по парку, доходившему до берега Москвы-реки, а в ненастную или очень жаркую погоду – вдоль крытых галерей. В парковой беседке играл специальный оркестр.

Заведение посещало до полутора сотен человек в день. Оно стало очень популярным в Москве среди состоятельных людей из лучших кругов общества. Знакомый Александра Сергеевича Пушкина, известный русский мемуарист Филипп Филиппович Вигель (1786-1856), в своих «Записках» отмечал: «Всякий день рано поутру ходил я пешком по Старой Конюшенной на Остоженку. Движение, благорастворенный утренний воздух, гремящая музыка и веселые толпы гуляющих, разгоняя мрачные мысли, нравственно врачевали меня не менее, чем мариенбадская вода, коей я упивался».

А вот что сообщал беллетрист и журналист Павел Лукьянович Яковлев (1789 или 1796-1835) в «Записках москвича»: «Кажется, все, что есть лучшего в Москве - все на водах! … Долго ли продолжится эта страсть к водопитию не знаю, но предсказываю, что воды наши год от году все будут славнее и славнее, и они не должны бояться моды… Но всегда, всегда найдется множество людей, для которых необходимым и дешевым лекарством послужат Остоженские воды, потому что для людей нашего времени совершенно бесполезны три четверти лекарств, хранящихся в аптеках, и, однако ж, употребляемых! нами в силу докторских рецептов. Доктора все еще помнят Гиппократа; они еще в Университетах затвердили номенклатуру лекарств на известные болезни. Но их лекарства негодны для настоящего поколения! Лекарства прошлых столетий также не годятся для нас, как парики и кафтаны наших прадедов! Мы выросли на лекарствах, а тело, к ним приученное, принимает их как простую пищу. Чтоб возбудить нашу чувствительность – нам нужно электричество, гальванизм, магнетизм, Леруа, холодные или горячие ванны, и наконец, 10 стаканов спруделя; натощак! И я, и я буду пить воды!». 

В модную лечебницу съезжались не только страдающие исцелиться от недугов, но и любители хорошо провести время в избранном обществе.

Иваном Ермолаевичем Великопольским (1791-1868), сочинившим поэму «Московские минеральные воды», опубликованную под псевдонимом Ивельев, обрисован такой персонаж, как барон Велен, с диагнозом: «Болезнь ужасная: здоровье».

– «А где же больной?»

 – Сейчас он будет!

Немножко доктор помолчал

И головою покачал:

«Пожалуй, он и позабудет;

....

Но вот он, вот он! Едут дрожки,

На них, с накинутым плащом 

И в пестрой шляпе из соломы, 

Сидит… но только не больной, 

А очень милый, молодой, 

Во все приятно вхожий домы…»

  Особняк в усадьбе В. Я. Солдан (Есиповой), проданной хозяйкой в 1828 г. акционерному обществу Лодера и его компаньонов. Фотография 1912 г. Основанное Христианом Ивановичем Лодером заведение искусственных минеральных вод в Москве действовало вплоть до 1870-х годов.

Считается, что именн от этой лечебницы доктора Лодера пошло выражение: «гонять лодыря», связанное с искаженным произношением его фамилии, трудно выговариваемой простым людом, дивившимся тому, что господа ездят сюда лишь только для того, чтобы пить воду и целыми часами бесцельно гулять.

 

«Гоняющие лодыря» и фигурируют в пейзаже Николая Ивановича Жерена, дающего представление о размеренной атмосфере в этой лечебнице, о том, как выглядело ее несохранившееся до нашего времени здание, окруженное ухоженным парком с лужайками и красивыми видами.

Ощущение умиротворенности и особой наполненности пейзажа свежим воздухом, создает использование низкой линии горизонта с открывающимся над ним безмятежным простором высокого светлого безоблачного неба. 

***

Направленный в отдел реставрации графики литографический лист Николая Ивановича Жерена «Вид дома, в коем помещено заведение искусственных минеральных вод в Москве», имел неравномерное пожелтение и загрязнения бумажной основы, особенно значительные по периметру, пятна различного происхождения, небольшие повреждения красочного слоя, изломы, разрывы и утраты на полях. 

Реставратор Ольга Викторовна Дунаева

Реставратор высшей категории Ольга Викторовна Дунаева произвела обеспыливание произведения мягкой кистью. С помощью ватных тампонов и ластиковой крошки очистила поля от поверхностных загрязнений, ослабив особо прочные скальпелем. Лист неоднократно промывался от желтизны, был раздублирован с подложкой, старый клей удален. Производилась химическая обработка пятен и, затем, – тщательная промывка от использованных реагентов. Изломы бумаги разглажены, разрывы подклеены тонкой реставрационной бумагой, а утраты листа на полях восполнены современным методом долива пульпой, специально изготовленной из подходящей по тону и фактуре бумаги. Лист дублирован на тонкую реставрационную бумагу. Карандашом и акварелью произведены тонировки в местах утрат и потертостей красочного слоя. Это позволило, с наибольшей возможностью, освободить произведение от нанесенных ему временем негативных разрушительных следов.

Старший научный сотрудник Т.А. Тимашева.

Благодарим отдел реставрации произведений графики ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря за предоставленную фотографию.

Использованы изображения из открытых источников в интернете

 

 

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам