к 175-летию В.И. Сурикова (1848-1916)
В 2023 году исполнилось 175 лет со дня рождения выдающегося русского живописца, мастера масштабных исторических полотен, академика и действительного члена Императорской Академии художеств, Василия Ивановича Сурикова.
В 1958 году в коллекцию учрежденной годом ранее Орловской областной картинной галереи Орловский краеведческий музей передал недатированный этюд «Женщина в лиловом платке», находившийся прежде в собрании В.А. Воробьева. В верхнем правом углу авторская подпись «В. Суриковъ».
Портрет представляет собой оплечное изображение в 3/4 развороте влево молодой женщины в черном платке, украшенном неброскими цветами. Этюд написан на нейтральном охристо-коричневом фоне, лаконичным силуэтом решено одеяние модели: платок обрамляет ее лицо, контрастируя с нежным тоном женской кожи. Лицо полное и румяное, глаза темные, дугообразные брови приподняты, нос слегка курносый, губы сомкнуты. Несмотря на «мрачное» одеяние женщины, ее лицо озарено озорной улыбкой. Открытое лицо русской простолюдинки, без манерности и изнеженности, светит здоровьем, оптимизмом и чувством юмора.
Включенный в постоянную экспозицию ОМИИ, этот портрет традиционно считался этюдом к картине Сурикова «Посещение царевной женского монастыря».
Работа с произведением побудила нас обратиться с просьбой уточнения атрибуции на родину художника, в Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова. Заведующий отделом русского искусства XVIII –начала ХХ века, Елена Владимировна Болонкина ответила, что «Женский портрет в лиловом платке», 1900-х годов, достаточно известен и описан в работе красноярского суриковеда Г.Л. Васильевой-Шляпиной «Сибирские красавицы В.И. Сурикова»[3], но: «Вопрос имеет ли данное произведение отношение к картине «Посещение царевной женского монастыря» никогда прежде не обсуждался в литературе». В ОМИИ и ОКМ не удалось до сих пор обнаружить и документы, на основании которых этюд был связан с этой последней крупной работой художника.
Сотрудники красноярского музея обращались за дополнительной консультацией к специализирующемуся на исследовании творчества
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/10902
Сурикова красноярскому искусствоведу Елене Юльевне Безызвестных, которая в письме от 23.10.2023 написала следующее [текст письма приводится полностью]: «Портрет “Женщина в лиловом платке” для суриковедов вполне знакомое произведение. К сожалению, я видела его только в репродукциях, недостаточное качество которых не позволяет хорошо рассмотреть характер живописи, но даже в таком варианте понятно, что этюд написан в 1900-е годы, когда В.Суриков по-своему переосмыслил язык модерна [выделено мною – Т.Л.]. То, что это работа Сурикова, не вызывает сомнения. Сомнение вызывает причастность этого этюда к картине “Посещение царевной женского монастыря”, так как этюд производит впечатление более раннего периода (жаль, что детально не рассмотреть живопись)».
В отношении живописной манеры очевидно явное расхождение нашего этюда и картины. Как писала позировавшая для главной героини «Царевны» Наталья Кончаловская в посвященной легендарному деду-художнику биографической книге «Дар бесценный»: «Василий Иванович писал картину крупными мазками – “по отлипу”, как он сам выражался об этой манере накладывать свежие мазки по еще не просохшему, липкому вчерашнему слою краски. Эти крупные мазки придавали блеск рефлексам в лепке лиц» [5: 326]. По манере письма орловский этюд, с его техникой «в растирку» тонкими жидкими красочными слоями относится, скорее, к более раннему периоду творчества мастера, что подтверждают ведущие исследователи. Таким образом, и датировка портрета изменяется на 10–12 лет.
К нашей работе, где под тонким красочным слоем отчетливо проступает фактура холста, применимы слова самого Сурикова, уничижительно отзывавшегося о «гладком и склизком» письме, утверждая: «Лучше когда картина с порами, тогда и телу изображенному легче дышать» [8:277]. Портрет всегда играл в его живописи важную роль, позволяя передавать яркую индивидуальность и психологически трактовать каждого героя среди множества лиц в многофигурной композиции.
Здесь можно вспомнить слова одного из крупнейших исследователей творчества В.И. Сурикова, Академика АХ СССР В.С. Кеменова, писавшего: «Перед бессмертными образами Сурикова с особо ясностью обнаруживается фальшь и пошлость псевдоисторических картин на древнерусские темы, начиная от слащавых барышень К. Маковского, К.Б. Венига, В.П. Верещагина и кончая модой на грубый, лубочный примитивизм или попытки соединить «стиль рюс» с сюрреализмом и китчем» [5:5]. Василий Суриков говорил: «Женские лица русские я очень любил, не испорченные ничем, нетронутые» [4: 156].
Цветная репродукция этюда В.И. Сурикова из экспозиции орловского музея еще в 1959 году была опубликована в одном из выпусков альбома из серии «Художественные сокровища СССР», посвященном собранию трех российских музеев, включая Орловскую областную картинную галерею. Во вступительной статье к альбому его составитель писал: «Значение творчества В.И. Сурикова в истории русского и мирового искусства настолько велико, что публикация всякой забытой или малоизвестной его работы имеет большое художественное и научное значение. Недатированный «Женский портрет» [под этим названием этюд был опубликован – Т.Л.] как раз и относится к числу неучтенных работ художника, в свое время не попавших на юбилейную всесоюзную выставку произведений Сурикова. Для будущего исследователя творчества Сурикова в области портретного жанра эта работа несомненно явится предметом специального изучения» [9:15,39].
В библиографическом указателе, подготовленном к 175-летию со дня рождения В.И. Сурикова [2], этюд из ОМИИ не упоминается. Несомненно однако, что со временем эта работа поможет раскрыть новее аспекты творчества великого мастера русской исторической живописи.
Т.В. Лазарева.
_______________________________________________________________
1. Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике/ Вступ. ст. Н.А. Радзимовской, С.Н. Гольдштейн; сост. и коммент. Н.А. и З.А. Радзимовских, С.Н. Гольдштейн]. – Л.: Искусство, Ленинградское отд-ние, 1977. – 381 с., [53] л. ил., цв. ил.
2. Василий Суриков: библиографический указатель / Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края; составители Баринова К. [и др.]. – Красноярск: ГУНБ, 2022. – 416 с.
3. Васильева-Шляпина, Г.Л. Сибирские красавицы В. Сурикова: Портрет в творчестве художника. – СПб., 2002. – 352 с.
4. Женская Оптина. М.: «Паломник», 2005. -720 с.
Кеменов В.С. В.И. Суриков. Историческая живопись 1870-1890.- М.: Искусство, 1987.–568 с.
5. Кончаловская Н.П. Дар бесценный: романтическая быль. – М.: Дет. лит., 1964. – 304 с., 69 л. ил.
6. Москалюк М. В. Суриков и русское искусство начала XX века / науч. ред. Г.В. Голынец; Отделение УСДВ РАХ; НИИ русской культуры УрГУ. – Екатеринбург: АСМ-офсет, 1996. – 90 с.
7. Никольский В.А. В.И. Суриков. Творчество и жизнь М. Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1918. - 152 с.
8. Никольский В.А. Письма В.И. Сурикова//Искусство.-1925.-№ 2.- С. 272-283.
9. Русская живопись в музеях РСФСР. Вып. VII/ Сост. и авт. вступ. ст. П.Н. Рябинкин.- М.-Л.: ИЗОГИЗ, 1959.