В преддверии выставки «Александр Бурганов. Скульптура. Графика» (развернутой в залах нашего музея с 14 июля по 11 сентября 2022 г.), хотелось внимательнее познакомиться с творчеством автора, чьи произведения на ней будут представлены. Для этого потребовалось обратиться и к электронной базе данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, содержащей обширные, постоянно обновляющиеся сведения о предметах всех государственных музеев нашей страны.
Среди многочисленных изображений работ Александра Николаевича Бурганова, представленных в Государственном каталоге, внимание привлекла небольшая гипсовая модель 1965 года «Кони» для декоративной скульптуры в Геленджике, находящаяся в фондах Московского государственного музея «Дом Бурганова»: того самого, откуда мы и ожидали скорого прибытия экспонатов выставки.
Она имела поразительное сходство с отличающейся оригинальностью композиции и запоминающимся специфическим характером пластики и проработки отдельных деталей декоративной скульптурой «Кони», находящейся на территории нашего Детского парка. Это весьма озадачило. Неужели автором и орловских «Коней» является Александр Николаевич Бурганов? Возможно ли это? Не припоминалось, чтобы в литературе, связанной с орловской монументальной пластикой, отмечался этот факт.
Вновь были просмотрены монографии кандидата искусствоведения, члена Союза архитекторов СССР (РФ), почетного академика Российской Академии архитектуры и строительных наук Сергея Ивановича Федорова (1915-2005), в 1958-1965 гг. являвшегося главным архитектором Орла. Пролистан, составленный Борисом Александровичем Егоровым (1956-2009) и ведущим сотрудником по краеведению Орловского краеведческого музея Валерием Петровичем Ереминым (1941-2002), справочник 1993 г. «Весь город Орел», ряд больших альбомных изданий. Безрезультатно. Ничего не проясняли и орловские сайты, посвященные городской скульптуре, и Википедия.
Пожалуй, отсутствие этого объекта и указаний на его авторство в списках орловских памятников можно объяснить лишь тем, что композиция «Кони» имеет декоративное назначение и не относится к мемориальной скульптуре.
Однако, в связи с обновлением Детского парка, Wikimapia и орловские электронные СМИ последних десятилетий, обозначили имя автора этой скульптурной композиции. По их утверждению, это человек, живущий в Орле, создавший ее в 60-е годы прошлого столетия, а в 2013 г. реконструировавший собственное творение.
Вызывало недоумение, как указанное лицо, в силу своего невеликого на тот момент возраста, могло создать эту композицию и получить права и возможность установки столь крупного объекта.
Ситуацию могли прояснить сотрудники музея «Дом Бурганова», транспортирующие выставку в Орел. По прибытии, распаковке экспонатов и завершении необходимого монтажа и всех юридических формальностей, они намеревались совершить перед отъездом прогулку по городу и посмотреть памятники, созданные Александром Николаевичем Бургановым. Их сопровождал сотрудник нашего музея, не знавший о связанном с «Конями» вопросе. Москвичи также не были предварены никакой информацией.
Важен был момент неожиданности и их реакция на увиденную анималистическую группу в Детском парке, на которую они не могли не обратить внимания, следуя к находящейся на Стрелке скульптурной композиции Александра Николаевича Бурганова «Победа» в мемориальном комплексе в честь 400-летия Орла.
Действительно, наши гости были удивлены встречей с «Конями», сразу признав, что это работа Александра Николаевича Бурганова. Сделанные ими в тот день фотографии, по возвращении в Москву, были показаны Александру Николаевичу.
Несколько дней спустя, приехавшая на открытие выставки член-корреспондент Российской Академии Художеств, Заслуженный художник России и Крыма, Лариса Сергеевна Сергеева, также побывала на Стрелке и в Детском парке.
Через некоторое время мы получили официальную справку Московского государственного музея «Дом Бурганова», подтверждающего то, что автором скульптурной композиции «Кони» в Орле является Александр Николаевич Бурганов, создавший два, отличающихся деталями, варианта монументально-декоративной композиции «Кони», – для Геленджика и для Орла. Фрагмент этого документа представлен в I части нашего материала.
Свое авторство лично удостоверил в официальном письме нашему музею и сам знаменитый скульптор.
«Кони» являются значимым и единственным в нашем городе и области артефактом советского декоративного монументального искусства, предназначающимся для парковой зоны отдыха. И созданы они всемирно известным и признанным мастером: Народным художником России, академиком и членом Президиума Российской Академии Художеств, лауреатом Государственной премии СССР, доктором искусствоведения, ранний период творчества которого связан с нашим городом.
После реконструкции 2013 г. облик композиции изменился в цветовом отношении. Прежняя мозаика была спокойной и ненавязчивой по своей тональности и рисунку, естественно гармонируя с пластическими объемами каждой фигуры, выразительно и тактично дополняя их. Составленная из достаточно разнообразных по форме и размерам кусочков колотой смальты, она воспринималась живой и рукотворной.
В сентябре 2013 г., когда «в рамках программы по подготовке к празднованию 450-летия основания города Орла» фонтан обновили, и была опубликована информация об орловском создателе–реставраторе «Коней».
Орловский городской портал – vOrle.ru сообщал тогда, «Теперь белым лошадкам есть чем утолить свою жажду. Уложили мозаику, скрыли сколы и трещины на основных скульптурах, облицевали новой плиткой «водоем», устроили несколько искусственных гейзеров и установили подсветку» (19.09.2013).
Являвшаяся тогда директором Детского парка, Заслуженный работник культуры РФ Галина Михайловна Афоничкина, отмечала: «Пусть фонтан не мощный, немного воды в бассейне, но самое главное – сохранены чаша и скульптуры. Мы провели опросы, по которым поняли, что горожане хотят оставить первозданный облик ансамбля. Этот фонтан – символ любви для нескольких поколений орловцев» («Орловская городская газета». 20.09.2013).
Правда, вставки синеватого тона в местах утрат осыпавшейся аутентичной смальты, выбивались из общего колорита, словно мозаичное поле «заштопали». Это заметно на фотографиях 2014 г.
В 2020 г. появилась полностью новая мозаика, светлая, яркая, броская и заметная издали. Она из смальты синих, голубых и зеленовато-бирюзовых цветов, колотая на модуль и поэтому имеющая почти полностью одинаковые прямоугольные очертания, придающие кладке однообразие. Мотивы прежнего рисунка, в целом, повторяются, но, некоторые детали изменены. Так, у опустившей голову вниз, пьющей воду лошадки, исчезли мозаичные вставки вдоль гривы на гребне с левой стороны шеи.
Это декор уже другой эпохи, «приучившей» наши глаза к доминированию искусственных тонов, отличающихся от тех, что свойственны колористической гамме среднерусского пейзажа. Тонов, усиленных подсветкой экранов компьютеров, ноутбуков, смартфонов, неоновой рекламой и эффектами фотошопа.
Наверное, такое цветовое решение более привычно для вкусов нынешних детей, но не соответствуют изначальному облику произведения.
Некоторым забытым подробностям его истории в Детском парке посвящена заключительная III часть публикации.
***
В завершение нынешней части, отметим, что и в нашей музейной коллекции обнаружился экспонат, имеющий непосредственное отношение к творчеству Александра Николаевича Бурганова.
На выставке его произведений, помимо моделей монументальных работ, станковой пластики и графики, была представлена и выполненная в 1986 г. бронзовая настольная медаль «150 лет И.С. Тургеневу».
На ее аверсе – рельефный профильный портрет Ивана Сергеевича Тургенева и надпись по окружности: «СТО ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.С. ТУРГЕНЕВА 1818-1968». На реверсе, вверху, полукругом, рельефная надпись: «ГОРОД ОРЕЛ РОДИНА И.С. ТУРГЕНЕВА». На остальном пространстве, – рельефный многоплановый городской пейзаж с водами Оки и Орлика, сливающимися у выступа Стрелки, высокой стелой и скульптурной группой «Победа» монумента в честь 400-летия основания Орла, деревьями парка, пешеходным подвесным мостиком, Богоявленским храмом, зданием Торговых рядов с аркадной галереей, строящимися домами и подъемным краном на фоне неба. Это символ возрожденного после разрушительной войны города, в котором родился великий писатель. И вне сомнения, для этого выбран наиболее выразительный вид, включающий и самую старую часть города, и строящиеся кварталы.
Предположение, что подобная юбилейная медаль может находиться в коллекции предметов фалеристики Народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова (1916-2010) в нашем структурном подразделении, – его Мемориальной мастерской*, оказалось верным. Только автор модели до этого не был нам известен.
Позже, в давнем номере газеты «Орловская правда» от 19 ноября 1978 г., обнаружилась информация. Известный орловский краевед, Александр Константинович Мищенко, в своей заметке «Миниаюры из металла», посвященной значкам и медалям, связанным с именем Ивана Сергеевича Тургенева, описывает две настольные памятные медали, «выполненные под бронзу и серебро», указывая, что они «изготовлены на Орловщине» и «Автор этих медалей скульптор А.Н. Бурганов».
* В экспозиции Мемориальной мастерской Андрея Ильича Курнакова находится также миниатюрная бронзовая скульптура «Принцесса Турандот» (1998) работы А.Н. Бурганова, подаренная художнику автором.
Использовано изображение из открытых источников в Интернете.