В результате реализации первого этапа проекта «Музей. Музыка. Дети» в Орловском музее изобразительных искусств сформирован компьютерный класс. Для организации семинаров, конференций, проведения творческих и лекционных занятий класс оснащен плазменной панелью, конференц-столом на 30 мест.
В 2006 году в музее была разработана экспериментальная музейно-педагогическая программа, основанная на принципах уникальности подлинного искусства, музея и музейной коллекции; интерактивности в общении детей с произведениями искусства в музейном пространстве; личностно- ориентированном подходе в музейно-педагогической деятельности.
Программа учитывает индивидуально-возрастные особенности современных школьников, особенности психологии восприятия ими подлинных произведений изобразительного искусства в музейном пространстве. Традиционные формы просветительной деятельности музея (экскурсии, лекции, выездные занятия с демонстрацией музейных экспонатов) сочетаются с инновационными музейно-педагогическими формами работы (интерактивные занятия в экспозиции музея с применением игровых методик, музейной театрализации, а также использование современных информационных технологий, в том числе и культурного потенциала Интернета в музейном компьютерном классе).
Программа представляет собой линейную структуру, предполагающую поэтапную реализацию образовательных задач в процессе общения с подлинными произведениями искусства в пространстве художественного музея. В программе содержится семь взаимообусловленных последовательных тематических разделов:
Раздел 1. «Жизнь, человек, искусство» (подготовительные занятия в учебных классах);
Раздел 2. «Путешествие в века…» (театрализованная игра в экспозиции музея);
Раздел 3. «Мир музея» (учебно-диагностические занятия в музее);
Раздел 4. «От иконы к картине» (система учебно-творческих занятий на основе музейной коллекции с использованием современных мультимедийных технологий);
Раздел 5. «Образ мира одного художника» (мастер-классы и творческие встречи с художниками на текущих выставках);
Раздел 6. «Музыка в музее» (интегрированные программы);
Раздел 7. «Музей моей мечты» (итоговый собственный музейный проект).
В течение 2007-2009 годов проходила апробация программы при участии орловских средних общеобразовательных школ № 23, 28, 45, гимназии № 34. Особое внимание уделялось работе с социально незащищенными, малообеспеченными категориями детей и подростков (Нарышкинская школа-нтернат, Мценский детский дом № 4, Некрасовская школа-интернат, Знаменская школа-интернат).
В результате проделанной работы и разработки дальнейшей программы по совместному сотрудничеству с музеем преподаватель изобразительного искусства школы № 23 Е.И. Забелина получила грант Президента Российской Федерации. Соответственно, программы по изобразительному искусству, мировой художественной культуре, элективных курсов по литературе в других школах – участниках проекта на 2007-2009 учебные годы органично включили в себя теоретические и практические разделы музейной педагогики.
Просветительная и образовательная работа музея стала предметом ежегодных семинаров для педагогов г. Орла и Орловской области. Ряд проектов осуществлялся на региональном уровне. Интерес к работе художественного музея послужил основой для разработки встречных интегрированных педагогических программ лучших педагогов г. Орла и Орловской области (заслуженного учителя России, кандидата педагогических наук, учителя изобразительного искусства орловской средней школы № 23 Е.И. Забелиной; учителя-новатора, преподавателя литературы школы № 45 Л.И. Подалёнковой; преподавателя мировой художественной культуры орловской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов эстетического цикла № 38 С.А. Немолякиной и т.д.).
Результатом работы музея в этом направлении стало проведение двух научных семинаров: «Художественный музей и учреждения образования (опыт и перспективы сотрудничества)» в мае 2007 года (с изданием сборника материалов) и «Творчество орловских художников XIX-ХХ веков в спектре современных образовательных задач художественного музея» в сентябре 2008 года. В декабре 2009 года на базе авторской программы по народному изобразительному искусству для дошкольников и младших школьников старшего научного сотрудника И.И. Борисовой был проведен научно-методический семинар для детских садов города.
Данная программа была положена в основу социального проекта «Развитие музейного центра, нравственно-эстетического воспитания детей школьного возраста», который, в свою очередь, стал дипломантом Всероссийского конкурса социальных проектов «Наш город» в номинации «Город детства» (октябрь 2007 г.).