Выставка произведений Валентины Диффинэ-Кристи (1918-2010) «Свет и воздух». Живопись (из частного собрания г. Москва)
Валентины Диффинэ-Кристи
(1918-2010)
«Свет и воздух». Живопись
(из частного собрания г. Москва)
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств
Начало: 6 июля в 15:00
Свыше 40 живописных полотен из частной московской коллекции представляют в экспозиции выставки «Свет и воздух» творчество художника Валентины Диффинэ-Кристи. Валентина Михайловна была членом Московского отделения Союза художников СССР. Среди её полотен пейзажи, натюрморты и типичные для советского искусства портреты заводских рабочих – слесаря-сборщика, электрика, фрезеровщика, крановщицы литейного цеха. По заказам комбината она писала комсомольцев и старых партизан, создавала Лениниану, раскрывала темы гражданской войны. И все же произведения В. М. Диффинэ-Кристи привлекают внимание своей уникальностью. Особенность работ заключается в соединении традиционной советской тематики с живописными поисками автора. Прирожденный живописец, Валентина Диффинэ-Кристи остро и точно чувствовала цвет окружающего мира. В молодые годы её живопись формировалась под влиянием творчества мужа, талантливого художника Евгения Диффинэ, работавшего в традициях Константина Коровина. Она получила образование в мастерской С. Герасимова и была представительницей московской школы живописи. Свой собственный путь в искусстве Диффинэ-Кристи нашла в 60-х годах прошлого века.
ВНИМАНИЕ! МУЗЕЙНЫЙ ЛЕКТОРИЙ 03 октября 2020 года в 12:00. «К 240-летию художника Яна Дамеля (1780-1840)». (О портретах из усадьбы шляхтичей Булгак в собрании Орловского музея изобразительных искусств и других связанных с ними арт-объектах).
Приглашаем всех желающих на тематическую лекцию в Орловский музей изобразительных искусств .
Лекция посвящена творчеству талантливого, но малоизученного польско-литовско-белорусского художника первой половины ХІХ в. Яна Кшиштофа Дамеля (1780-1840) и известному в Беларуси шляхетскому роду Булгак, связанными с ним арт-объектах, в числе которых - портреты его представителей, сохранившиеся в Орловском музее изобразительных искусств.
Лекцию проводит старший научный сотрудник
Татьяна Анатольевна Тимашева.
Количество участников ограничено - 5 человек.
Длительность 45 мин.
Цена билета: 30р.
Телефоны: +7(4862)76-05-86, +7(4862)76-27-41,
+79102025868, +79066644773.
Адрес: г.Орел, ул.Октябрьская, 29
https://vk.com/orel_museum_izo?w=wall235569567_3375/all
Необходима предварительная регистрация: написав сообщение в комментариях к объявлению на странице музея «Вконтакте», позвонив по телефонам или оставив заявку в кассе музея.
Оплата будет производиться в день лекции в кассе музея.
ВХОД В ЗДАНИЕ МУЗЕЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО В МАСКЕ!
12 и 13 июня 2021 года музей открыт для посещения, 14 июня - в музее выходной! Приносим свои извинения за доставленные неудобства!
Дорогие посетители, любители искусства, Орловский музей изобразительных искусств поздравляет вас с Днём России, от всей души желает крепкого здоровья, мира и благополучия, новых свершений в работе на благо Орловской земли и всей России!
12 и 13 июня 2021 года музей открыт для посещения, 14 июня - в музее выходной! Приносим свои извинения за доставленные неудобства!
Выставка из фондов музея «Мир детства в русском искусстве XX века» Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство
Выставка из фондов музея
«Мир детства в русском искусстве XX века»
Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств
г. Орел, ул. Октябрьская, 29
Открытие: 18 мая в 15:00
Выставка с детской тематикой продолжает проект знакомства широкого зрителя с фондами музея. Посетителям выставки представляется уникальная возможность увидеть более 100 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства.
Детские образы – одна из прекраснейших и неисчерпаемых тем мирового искусства. Мир детства – неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа. Большой вклад в понимание этого мира внесли художники советского периода.
Начиная с 19.03.2020г. музей открыт для посещений со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00
Уважаемые посетители!
Доводим до вашего сведения изменения в графике работы музея по ЧЕТВЕРГАМ, начиная с 19.03.2020г. музей открыт для посещений со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00!
Приносим свои извинения за временные неудобства!
«Икона святого благоверного князя Александра Невского из фондов ОМИИ (к 800-летию со дня рождения)»
ОБРАЗ СВЯТОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
Году Александра Невского в России посвящается
В истории и культуре нашего Отечества имя Александра Невского всегда являлось образцом воинской и гражданской доблести. Его земная жизнь свидетельствует о редкости и непреходящей ценности нравственности в политике, в которой князь Александр смог создать наиболее оптимальную для своего времени модель взаимоотношений Руси с Востоком и Западом. (На фото фрагмент миниатюры Александр Ярославич Невский. Из лицевого летописного свода Ивана Грозного, именуемого Царь-книга).
Ведущие русские историки Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров и С.М.Соловьев высоко ценили его как государственного деятеля и личность. Соловьев признавал его «самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». Советские историки закрепили ставшую традиционной трактовку деятельности Александра Невского в исторический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Князь Александр, не потерпевший поражения ни в одной из битв, проявил себя как талантливый полководец и дипломат, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, чем предотвратил несколько губительных походов монголо-татар на Русь.
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском. Датой рождения Александра Ярославовича Невского считается 30 мая 1220 года (по другим данным – в 1221-го). Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава (старший, Федор, умер в отрочестве). Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича. Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. (На фото вид на кремль Переславля-Залесского).
Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал святитель Симон, епископ Суздальский, благословивший его на ратное служение русской земле и Церкви.
В 1227 году, по призыву новгородцами князя Ярослава, вместе с отцом Александр впервые приехал в Новгород, где в 1236-м он был уже посажен княжить самостоятельно. В 1239 году князь Александр женился на полоцкой княжне Брячиславе (в крещении Александре). (На фото Новгородский Кремль с видом на собор Святой Софии).
В этот тяжёлый период истории с востока на Русь наступали монгольские орды, с запада двигались войска германских рыцарей-крестоносцев, с благословения Римского папы именовавшиеся носителями Креста Господня. Воспользовавшись ослаблением Руси нашествием Батыя, первыми в неё вторглись шведы.
В 1240 году на кораблях, с огромным войском к Неве подошёл зять «Короля римской веры из Полуночной страны», Швеции, ярл (князь) Биргер. Целью вторжения, вероятно, было установление контроля над устьем Невы и городом Ладогой, то есть захват важнейшей части торгового пути из варяг в греки, находившейся во владении Новгорода более ста лет. К 20-летнему новгородскому князю Александру Биргер послал гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, — я уже здесь и пленяю твою землю». Святой князь долго молился в храме Святой Софии, а выйдя, обратился к дружине словами Писания: «Не в силе Бог, а в правде».
15 июля 1240 года на реке Неве состоялось сражение между Новгородской республикой и карелами против объединённой армии шведов, норвежцев, финнов и тавастийцев. Александр с небольшой дружиной, не мог ждать подмоги от отца, ещё не знавшего о нападении врага.
Накануне битвы явилось благое предзнаменование, ставшее темой большого полотна, представленного в постоянной экспозиции Орловского музея изобразительных искусств. (На фото фрагмент картины Е.Д.Поленовой /1850-1898. Видение князей Бориса и Глеба воину Пельгусию. /1890-е. Масло, холст. ОМИИ).
На картине Елены Дмитриевны Поленовой 1890-х годов «Видение князей Бориса и Глеба воину Пельгусию» стоящий в дозоре ижорец, в крещении Филипп, увидел на рассвете ладью с плывущими на ней мучениками Борисом и Глебом – первыми русскими святыми – в багряных одеждах. Один из них сказал другому: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». По извещении о чудесном явлении, святой князь, никому не говоря о нем, ободрённый повёл войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьём». За эту победу на реке Неве, народ именовал святого Александра Невским.
Не менее славной была победа в битве с немецкими рыцарями Тевтонского ордена весной 1242 года. Перед войском 22-летнего князя Александра грозный враг обратился в бегство прямо по льду… Современники осознавали историческое значение Ледового побоища: имя святого Александра славилось «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».
Западные пределы Руси были надёжно ограждены, настало время оградить её с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду, где в обращении с татарами требовались «кротость голубя и мудрость змеи», и князь проявил себя уже не как воин, а как выдающийся дипломат. Последняя поездка Александра Невского в Орду в 1262 году положила начало Золотой Орде как самостоятельному государству, ставшему своеобразным заслоном для Руси с Востока. Соединение русских и татарских земель и народов стало залогом будущего многонационального Российского государства. (На фото Рождество-Богородицкий монастырь г.Владимира, место кончины князя Александра).
Однако на обратном пути из Орды святой князь смертельно занемог и, не доехав до Владимира, в монастыре Городца, скончался 14 ноября 1263 года, успев принять иноческую схиму с именем Алексий. Митрополит Кирилл, его духовный отец, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Девять дней несли тело князя во Владимир, и оно оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда митрополит собирался вложить в руку усопшего разрешительную молитву, святой князь сам протянул руку и взял грамоту.
Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Рака с мощами святого князя находилась во владимирском храме Рождества Богородицы до 1724 года до специального указа Петра I об их перенесении в С.-Петербург.
Уже с XIV века к Александру Невскому обращаются накануне сражений, как к святому покровителю русского воинства. Известно чудо явления князя Александра в канун Куликовской битвы, в ночь на 8 сентября 1380 года. Пономарю владимирской церкви Рождества Богородицы было явлено, как святой князь Александр Ярославич восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей Александра Невского, которые спустя 117 лет «пребывания в земле» святые мощи были обретены нетленными. В связи с этим вышло повеление митрополита Московского Киприана впредь называть Александра Невского «блаженным», ему было установлено церковное празднование, написаны канон и первые иконы. (На фото фрагменты Шитой пелены с образом св. Александра Невского в постриге с именем Алексий. /XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник).
Подъём почитания святого князя произошёл при Петре I, который в 1710 году приказал воздвигнуть на предполагаемом месте победы новгородской дружины над отрядом шведов в 1240-м монастырь во имя Александра Невского и перенести мощи князя в новую столицу. (На фото Въездные ворота Александро-Невской лавры, Санкт-Петербург). Петр желал увязать собственную победу над шведами с триумфом князя Александра в Невской битве. В 1724 году Петр, уже первый русский император, запретил изображать Александра Невского в монашеском образе и схиме, но только «в ризах великого князя». Петр лично внёс его мощи, доставленные из Владимира по воде, в Благовещенскую церковь Александро-Невской обители. С этого времени святой князь почитался как небесный покровитель Российской империи и её новой столицы, а также как великий предок царской семьи.
Связав имя Александра Невского с подписанием важнейшего для России мирного договора со шведами, государь придал почитанию князя государственный и политический характер. Уже после смерти Петра I, выполняя волю покойного супруга, Екатерина I учредила в 1725 году орден Александра Невского, ставший одной из высших наград в России. А в 1750 году, по велению Елизаветы Петровны, была изготовлена серебряная гробница для мощей святого князя, весом в 90 пудов (1,5 тонны). Ныне рака Александра Невского хранится в Эрмитаже, как единственное в мире монументальное сооружение из высокопробного серебра.(На фото Рака Александра Невского в интерьере Концертного зала Эрмитажа. /Г.-Х. Грот, Я. Штелин, руководитель работ – Иван Шлаттер. 1746 – 1751. Серебро, дерево, литье, чеканка).
12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города, несмотря на сопротивление церковнослужителей и верующих, вскрыли раку. (На фото Св.-Троицкий собор Александро-Невской лавры, в котором покоятся мощи св. Александра Невского). Вскрытие мощей провели публично. Серебряную гробницу разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец. Мощи святого были выставлены на всеобщее обозрение, конфискованы и позже помещены в Музей истории религии и атеизма.
В годы Великой Отечественной войны художник Павел Корин создал величественный триптих, посвященный Александру Невскому. Три части картины объединены основной сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. (На фото фрагмент триптиха П.Д. Корина. Александр Невский. Триптих. /1942 – 1943. Государственная Третьяковская галерея). На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра. В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа. На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 году.
В фондах Орловского музея изобразительных искусств хранится небольшая икона святого благоверного великого князя Александра Невского, написанная в конце XIX – начале XX века.(На фото Икона святого великого князя Александра Невского. /Конец XIX – начало ХХ века. ОМИИ). Князь изображен на переднем плане в полный рост, в воинских доспехах, высоких черных сапогах с золотистым орнаментом на голенище и горностаевой мантии, с обнаженной головой. Правая рука его обращена к сердцу, опущенной левой он касается стола, на котором стоит шлемовидная шапка ерихонка с крестом. Нимб обозначен сдвоенной линией темно-оливкового цвета. Ладонь и пальцы левой руки небрежно прописаны красно-коричневыми линиями, фактура кольчуги передана эскизными мазками. Фон – зеленовато-пепельный, с высветлением к правому верхнему углу. На скатерти с золотистой бахромой помещён крупный элемент восточного орнамента.
В истории России стала традиционной трактовка деятельности Александра Невского в период, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Князь Александр, не потерпевший поражения ни в одной из битв, проявил себя как талантливый полководец и дипломат, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, чем предотвратил несколько вражеских походов на Отечество. (На фото Станция метро «Площадь Александра Невского», Санкт-Петербург. Создана в 1967 году. Первоначально торцевую стену станции украшала композиция «Александр Невский» работы скульпторов Э.Р. Озоль, И.Н. Костюхина и В.С.Новикова. В выполненной из меди композиции на пятерых всадников дружины приходится четыре коня).
/В статье использованы фотографии и изображения из фондов ОМИИ и свободных источников/.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА РФ СЕРГЕЯ АНДРИЯКИ
НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА РФ
СЕРГЕЯ АНДРИЯКИ
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств
г. Орел, ул. Октябрьская, 29
Мастер-класс: 29 марта в 12:00
Открытие: 29 марта в 16:00
При поддержке компании «Северсталь» в экспозиционных залах Орловского музея изобразительных искусств 29 марта в 16.00 состоится открытие персональной выставки Народного художника РФ Сергея Андрияки (г. Москва).
В 12.00 народный художник РФ, действительный член РАХ, ректор Академии акварели и изящных искусств Сергей Николаевич Андрияка проведет мастер-класс по классической многослойной акварели.
14 марта 2020 года в 13:00 приглашаем на экскурсию по выставке «БОСХ и БРЕЙГЕЛЬ.
14 марта 2020 года в 13:00 приглашаем на экскурсию по выставке «БОСХ и БРЕЙГЕЛЬ. Мистические образы и тайны» выставка репродукций картин
(компания «Арт-Экспо» г. Ставрополь).
Выставка приоткроет для посетителей дверь в сокровенный мир образов двух великих художников Северного Возрождения –
Иеронима Босха и Питера Брейгеля.
Экскурсию проводит зав. сектором ОМИИ
Виктория Юрьевна Кореневская
Стоимость: экскурсионное обслуживание +50р.
к цене билета.
Запись на экскурсию по телефонам: +7(4862)76-27-41,
+7(4862)76-05-86,+7 (910) 202-58-68,
+7(906) 664-47-73
Основной билет (взрослый) 250
Льготный билет
(студенты, пенсионеры) 200
Льготный билет (школьники) 150
Бесплатный билет (дети до 3 лет) 0
Выставка 6+
Адрес: г.Орел, ул.Октябрьская, 29
Выставка «ТРОПОЙ ОХОТНИКА», посвящается 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева (произведения из фондов Музея охоты и рыболовства и Орловского музея изобразительных искусств)
Выставка
посвящается 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева
(произведения из фондов Музея охоты и рыболовства
и Орловского музея изобразительных искусств)
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств
г. Орел, ул. Октябрьская, 29
Открытие: 2 марта в 15:00
Охота на Руси существовала еще в глубокой древности. И в дальнейшей российской истории она всегда признавалась занятием серьезным и важным: для людей простых–жизненно необходимым как промысел, для правящих особ и дворян как достойное и даже престижное времяпровождение. Охота требовала не только особых знаний, ловкости и умения, но нередко и существенных материальных вложений. Азарт охоты, поединок с сильным и хитрым лесным хищником, соревнование с другими охотниками в ловкости и количестве трофеев превращали охоту в своего рода искусство.
Цикл лекций - Лекторий
В Орловском музее изобразительных искусств пройдет цикл лекций посвященных костюму и его деталям.
Ждем вас по четвергам и субботам,
по адресу Октябрьская, 29!
Секретами моды с вами поделятся:
-Дмитрий Коренев, к.и.н., доцент кафедры «философия и история» Госуниверситета-УНПК, руководитель проекта «Сторожа», участник исторического реконструкторского движения по периоду позднего средневековья.
- Валентина Семечева, художник по костюмам театра «Свободное пространство» и преподаватель ОГТУ.
26 ноября 18:30
«Костюм Московского царства - традиции и мода».
(Дмитрий Коренев)
28 ноября 16:00
«Костюм-вещь и образ в русской литературе XIX века». «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок». «Что кроется за «рыжей тальмой»?»
(Валентина Семечева)
3 декабря 18:30
«Мужской костюм XVI - XVII в.в.:от портов до ферязи». (Дмитрий Коренев)
5 декабря 16:00
«Кто носил в XIX веке лосины». «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». «Всё о кринолине».
(Валентина Семечева)
10 декабря 18:30
«Женский костюм XVI - XVII в.в: от сорочки до телогреи». (Дмитрий Коренев)
12 декабря 16:00
«Человек эпохи Возрождения». «Пир во время чумы. Венецианский карнавал». «Мода родилась в Италии». (Валентина Семечева)
17 декабря 18:30
«"Анатомия" русского костюма».
(Дмитрий Коренев)
19 декабря 16:00
«Как мы оденем Джульетту». «Поговорим о Борджия». (Валентина Семечева)
(заключительная лекция, после которой всё закончится фотосессией в экспозиции музея на выставке «БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ»)
Заявки на участие в лекциях принимаются по тел.: 76-05-86; 8-919-266-29-59; 8-910-202-58-68
Страница 63 из 101