«Орловский» хлеб считался гастрономическим брендом города Орла в 1960-1980 –х годах прошлого века.

Наряду с Бородинским и Рижским хлебом он входил в тройку самых любимых сортов хлеба в СССР.

Поэтому не случайно орловский художник Георгий Васильевич Дышленко в 1974 году создает натюрморт-картину «Орловский хлеб», которая впоследствии стала его визитной карточкой.

Натюрморт «Орловский хлеб» продолжил создание цикла картин о хлебе, к которому художник обращался более десяти лет. В этот цикл входят различные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, помогающие раскрыть эту философскую тему, которая стала программной для творчества Дышленко.

Впервые натюрморт появился на зональной выставке, проходившей в городе Орле в 1974 году. Выставка располагалась в помещении только что выстроенного торгового центра «Океан» на улице Комсомольской. Натюрморт «Орловский хлеб» сразу привлекал внимание своим крупным форматом, композицией и живописным решением. На вышитом полотенце лежит только что вынутый из печи каравай хлеба: круглый, пышный с темно-коричневой хрустящей корочкой. Правее еще одна буханка хлеба, от которой отрезали краюшку. В разрезе показана структура пористого хлебного мякиша и горбушка, посыпанная крупной солью и натертая чесноком, о чем указывают крупные фиолетовые головки, которые расположил мастер рядом с хлебом. Недалеко желтеет аппетитный кусок сливочного масла, а нож, погруженный в него, подчеркивает его мягкую структуру. Всю остальную плоскость стола занимают батоны, плетенка, сдобные булочки и баранки. А в корзине на первом плане лежат ароматные калачи. И вся эта симфония хлебного царства благоухает своими запахами: булки – ванилью, ржаной хлеб - особым кисло-сладким ароматом.  В этом натюрморте художник совершенствует свою палитру в сторону цветности, давая подробный анализ всех живописных форм. Блестящая коричневая поверхность керамического кувшина, свежеиспеченный черный и белый хлеб, льняная ткань полотенца, вышитого «орловским списом», цветной ситец, сливочное масло и фиолетовый чеснок, Все предметы, имея свой цвет и фактуру, объединены теплым золотистым колоритом.

Натюрморт «Орловский хлеб» Г.В.Дышленко хранится в Орловском музее изобразительных искусств, периодически показывается на персональных и тематических выставках. Стоя около натюрморта, уже немолодые зрители вспоминают время и сам хлеб, который так любили орловцы. Часто по просьбе друзей и родственников в качестве подарка привозили хлеб в другие города и даже в Москву, которую трудно было чем удивить. В фильме «Послесловие» в Москве в начале 1980-х годов, жизнерадостный старик 1908 года рождения, которого играет Ростислав Плятт, восхищается орловским хлебом. «Сколь вкусен и ароматен орловский хлеб. Это очень важно - ощущать вкус хлеба». Действительно, люди старшего поколения всегда ценили этот продукт, который помог многим пережить войну и голод.

В цикле картин о хлебе есть и портрет Клавдии Васильевны Дорожкиной (1913-1994) - автора рецепта знаменитого орловского хлеба. Когда художник задумал писать натюрморт, он познакомился с ней, она рассказала ему историю создания этого хлеба. В 1960-м году сложились трудные метеорологические условия для уборки урожая хлеба. Плохое лето выдалось, дождливое. Влажность большая, прорастать стало зерно. Сушили его, пресекая прорастание, да все равно мука из такого зерна - мучение для хлебопеков. Хоть весь день в печи держи, а мякиш будет мокрый, клейкий. Стали мы думать: ведь рожь – основная культура на Орловщине, высокосортные пшеницы здесь никогда не родились. Значит, деваться нам некуда, нужно научиться выпекать хороший хлеб из того, что под рукой. Вот и придумала я улучшить ржаную муку пшеничной второго сорта. Стали мы подбирать и состав муки, и разрыхлители. Ведь для смешанной валки нужно комбинированное брожение: и дрожжи, и молочнокислая закваска. А идеальный корм для микроорганизмов – патока. И начали мы перебирать варианты. Все по вечерам. Условий для экспериментов не было, вклинивались в основную технологию, план-то никто не снижал. Месяца четыре колдовали. И вот однажды вынули из формы каравай и как-то сразу почувствовали: получилось. Ровный, красивый, душистый. Попробовали – вкусно!

Три дня прошло – не черствеет! Так и утвердился окончательный рецепт: около 70 процентов обдирной ржаной муки, около 30 процентов – пшеничной второго сорта, простого помола. Затем рафинадная патока, комбинированные разрыхлители. А название как-то само собой сложилось.

В Москве на ВДНХ «Орловский» хлеб получил медаль, а Клавдия Васильевна Дорожкина за его рецептуру была награждена орденом «Знак Почета» и дипломом.