Июль. Согласно одной из легенд, название этого месяца тесно связано с солнцеворотом.
В былые времена летнее солнцестояние приходилось именно на июль. Не случайно в народе говорят, что июль – середина года и сердце лета, его макушка, вершина, перелом, вершинное лето.
Первого июля, по народному поверью, в полдень солнце замедляет ход, а птица замирает.
По народному календарю, 1июля – Макушка лета или Ярилин день.
Ярило – языческое божество солнца, плодородия, любви. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества. Атрибутом Ярило был солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях, любовь во всем живом. На Руси говорили: «Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется». Ярилу отождествляли с образом юного мужчины, пылкого, влюблённого жениха. Иногда, желая подчеркнуть его юность и красоту во время празднования, «Ярилой» наряжали девушку. Её сажали на белого коня, надевали венок из полевых цветов, давали в левую руку колосья, а в правую… символ смерти – изображение человеческой головы. Коня с «Ярилой» водили по полям, приговаривая: «Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!» Житом в разных местностях называли основную злаковую культуру: на юге – пшеницу, на севере – рожь и даже ячмень, так как от урожая этого зерна зависела жизнь.
О широком почитании Ярило на Руси свидетельствовали «Ярилины» – народные празднества, которые справлялись вплоть до ХХ века. В этот народный праздник люди косили и сушили траву, устраивали ярмарки, гуляния, хороводы и состязания, на которых молодежь показывала свою силу и ловкость. Проводили обряд похорон Ярилы: с наступлением темноты зажигали огни, выносили соломенное чучело в поле или бросали его в воду.
В постоянной экспозиции Орловского музея изобразительных искусств представлено произведение Е. М. Сотникова «Ярило». Картина сразу привлекает к себе внимание, не только потому что является самой большой работой по формату, но и своим сюжетом. Её автор - уроженец Орловской губернии, переносит зрителя в атмосферу далекой старины. Полотно является редчайшим образцом стиля модерн в станковой живописи. Оно было создано в 1910 году и стало дипломной работой Евгения Михайловича Сотникова, за которую ему было присуждено звание художника.
К сожалению произведения нашего земляка, практически не представлены в собраниях других музеев. Однако, в фондах Орловского музея изобразительных искусств находятся свыше 20 работ живописца, благодаря дару его дочери, Зои Евгеньевны Сотниковой (1901-1987), «чтобы произведения Евгения Михайловича Сотникова были на его родине».
В статье использованы материалы из открытых источников, печатных и интернет изданий, а также статьи музейных архивов, каталогов и публикаций. На фото: студенты Орловского художественного училища на фоне картины Е. М. Сотникова «Ярило» (1910г.) в экспозиции музея, ставшие гостями интерактивного мероприятия «Народное искусство в традиционном костюме и фольклоре крестьян Орловского края кон. XIX- нач. XX вв.» (куратор: ст. научн. сотрудник И.И. Борисова), организованного Орловским музеем изобразительных искусств в рамках традиционной музейной практики ОХУ (июнь 2017 г.)