Создавая экспозицию Филиала БУКОО ОМИИ «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова» работники музея выполнили реконструкцию фрагмента кабинета художника. Его стол, мягкое удобное кресло, на стене над столом памятные фотографии заняли место у окна в одном из залов музея. О том, как выглядел кабинет раньше, расскажет старая фотография. На ней место отдыха художника в кабинете. В изголовье кровати - картина «И снова май» 1977 Холст на ДВП, темпера. Судя по расположению, картина была особенно дорога автору. Андрей Ильич изображает на ней солнечный весенний день. Общее впечатление неудержимой радости от яркой весенней зелени, от свежего ветра, играющего ветками белоствольных берез, сочной травки, весело бегущих по высокому небу облачков, наполняющих зрителя молодой энергией, от мая, когда вся природа расцветает, от этого настоящего праздника жизни, художник-фронтовик неожиданно это впечатление меняет, рисует в правом нижнем углу картины тень от обелиска и ограды...... Для каждого нашего соотечественника месяц май связан еще с определенной датой - 9 мая – день Победы, день великой радости и великой скорби.
Материал подготовили: И.Е. Барсукова и Е.А. Гущина.
Орден Славы учрежден одновременно с орденом «Победа» 8 ноября 1943 года. Инициатива создания принадлежит И. В. Сталину Основная идея его создания – возможность награждать рядовой и младший командный состав Советской Армии за самые различные героические деяния на полях сражений. Знак ордена должен был иметь очень высокий статус и фактически быть равным полководческим орденам. Именно поэтому, изначально, при разработке он носил название орден Багратиона, но впоследствии стал именно орденом Славы.
Работа над эскизом велась сразу в нескольких направлениях и разными художниками. Итогом стало утверждение эскиза, выполненного художником Николаем Ивановичем Москалевым (1897—1968), уроженцем города Ельца Орловской губернии, автором проектных эскизов всех медалей, которые вручались за оборону Советских городов. Основой для эскиза послужила готовая разработка не осуществленной награды «За разгром немцев под Москвой». Сама новая награда, по замыслу Москалева, должна была иметь четыре степени, что приближало ее по статусу к дореволюционному военному ордену Святого Георгия и Георгиевскому кресту. Однако Сталин решил ограничиться тремя степенями и, в ноябре 1943 года, орден Славы был учрежден Указом Президиума ВС СССР.
Ветеран Великой Отечественной войны, партизан и фронтовик Бронислав Карпенко, кавалер ордена Славы III степени говорит:
— Это была самая почитаемая советская солдатская награда. Конечно, медаль «За отвагу» тоже вручали за конкретный подвиг, но это медаль, а «Слава» - орден. Даже III степени порой ценился выше, чем орден Отечественной войны. Заслужить орден Славы было трудно, и все это понимали.
Орден I степени изготавливали из золота 950-й пробы, II и III степеней — из серебра.
Среди награжденных орденом Славы III степени числится и брат А.И. Курнакова Владимир Викторович Дыклоб.
Ежегодно 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник — Международный день музеев (International Museum Day). Он появился в календаре в 1977 году, когда на очередном заседании Международного совета музеев было принято предложение российской организации об учреждении этого культурного праздника. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться более чем в 150 странах.
В праздник многие музеи в разных странах мира открывают свои двери для всех желающих совершенно бесплатно, готовят новые экспозиции, тематические лекции, экскурсии, научные чтения.
Нередко к этому важному культурному событию приурочено и проведение тематических фестивалей, самый знаменитый из которых — «Ночь музеев», ставший в последние годы очень популярным. Он проводится, как правило, в ночь с субботы на воскресенье, ближайшую к 18 мая. Праздничные мероприятия могут продолжаться один день, выходные или целую неделю.
Филиал Орловского музея изобразительных искусств "Мемориальная мастерская Народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова" отмечает Международный день музеев традиционным Курнаковским пленэром, участниками которого становятся студенты разных курсов художественно-графического факультета Орловского государственного университета имени И.С.Тургенева, учащиеся художественного училища им. Г.Г. Мясоедова и все желающие. "Курнаковский пленэр-конкурс является данью уважения подрастающего поколения орловских художников мастеру," - говорит бессменный руководитель пленэра кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой рисунка ФГБОУ ВПО"Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева", член Международной ассоциации деятелей художественного образования Ю.М. Тютюнова.
Из года в год не очень радует участников погода, как будто посылая испытания тем, кто хочет стать художником. В этом году из-за коронавирусной инфекции (COVID), к сожалению, пленэр "Любимый дворик художника" отменен.
Фото в статье и видео - пленэры прошлых лет.
Пленэр в Мемориальной мастерской Народного художника СССР А.И. Курнакова. Эфир Радио Россия 2018
В студии Ольга Борисова. И.Е. Барсукова, Ю. М. Тютюнова, М. Ревин, К. Стародубцев.
Мы помним о наших замечательных посетителях. В Филиале БУКОО «ОМИИ» «Картинная галерея Народного художника СССР А.И. Курнакова» круглый год проходят различные мероприятия. И вот – наступает особенный день, Международный день музеев, который мы празднуем 18 мая. В этот день мы обычно проводим мероприятие «Музей моей мечты», которое зачастую сопряжено с музейным занятием. Следующей серией постов мы хотели бы вместе с вами вспомнить, какие интересные мероприятия проходили у нас в Галерее в разное время. Хочется надеяться, что в скором времени пандемия закончится, и мы сможем возобновить наши мероприятия и музейные занятия.
27 апреля 2018 года проходило мероприятие «Цветы в творчестве А.И. Курнакова». Вашему вниманию представлено фото, на котором присутствующие на мероприятии посетители учатся искусству, наблюдая творчество Андрея Ильича Курнакова). Также во время следующего музейного занятия, 13 июня 2018 года, также вдохновлялись творчеством А.И. Курнакова, замечательного художника и педагога. Еще на фото вы можете увидеть портрет Н.Д. Овсянникова, виртуальная копия которого сейчас экспонируется на нашем сайте!
14 марта 2019 года у нас было выездное мероприятие, и юные школьники на мероприятии «Весенние краски в картинах А.И. Курнакова» не только узнали много интересного о художнике и его творчестве, но и с удовольствием посмотрели на фотографии семейного архива Андрея Ильича!
В Орловском музее изобразительных искусств хранится портрет великой княгини Марии Федоровны, супруги будущего императора Павла I, кисти русского художника И. Пескорского. Историю этого портрета рассказывали по телеканалу «Первый Областной» в рубрике «Культурное обозрение». Сегодня нам бы хотелось поведать историю самой Софии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской, в православии Марии Федоровны.
София Доротея появилась на свет 14 октября 1759 года в Штеттине, в семье Фридриха Евгения Вюртембергского и Фредерики Софии Доротеи Вюртембергской. Она была четвертым ребенком из одиннадцати и старшей дочерью, приходилась внучатой племянницей королю Пруссии Фридриху II. Воспитанию и образованию девочки родители уделяли большое значение. С юных лет София Доротея усвоила, что хорошая женщина должна посвятить свою жизнь рождению и воспитанию детей, заботам о муже и бережливому и мудрому ведению хозяйства.
София Доротея была в списках претенденток – невест для престолонаследника российского трона Павла Петровича, но когда делался первый выбор, ей было всего 13 лет и родить наследника в ближайшее время она не могла, поэтому от её кандидатуры отказались. Первой супругой Павла Петровича стала принцесса Августа Вильгельмина Луиза Гессен-Дармштадтская, в православии Наталья Алексеевна, скончавшаяся во время родов вместе с младенцем. Тогда Екатерина II вспомнила про уже не такую юную принцессу Вюртембергскую. Помолвку помогал устроить король Фридрих II, так как на тот момент София Доротея уже была обручена. Видимо судьбой ей было суждено оказаться в России.
В сентябре 1776 году состоялось бракосочетание с Павлом Петровичем, который души не чаял в своей новой возлюбленной (рис. 1). В браке родилось 10 детей: Александр (1777), Константин (1779), Александра (1783), Елена (1784), Мария (1786), Екатерина (1788), Ольга (1792), Анна (1795), Николай (1796), Михаил (1798) (рис. 2). В будущем Александр (рис. 3) и Николай (рис. 4) станут императорами Российской империи. Из десяти детей только Ольга скончалась в младенческом возрасте.
С восшествием Павла I на престол императрица Мария Федоровна возглавила Смольный институт и была назначена супругом-императором начальницей над воспитательными домами. Она стала основательницей многочисленных благотворительных заведений: школ и училищ для сирот, солдатских дочерей, глухонемых, а также вдовьих домов, домов для инвалидов войн, больниц, повивальных институтов – всего около 500 заведений, которые после ее смерти были преобразованы в Институт императрицы Марии.
Эта удивительная женщина была одарена от природы многочисленными талантами. Так помимо женских занятий она увлекалась рисованием, гравировала, занималась глиптикой (искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства) и токарным искусством, была избрана почетным академиком Берлинской академии изящных искусств. Ее произведения находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Павловск» и других музеев. Например, настольное украшение «Античная лампа» (рис. 5) выполнено из крупного и редкого прозрачного куска янтаря, золотисто-медовый цвет которого усиливается отделкой из золоченой бронзы. На пьедестале из слоновой кости гравирована подпись «MARIE ce 21 avrile 1791». Украшение было поднесено Екатерине II в день рождения и при ее жизни хранилось в Эрмитаже. В настоящее время лампа представлена в ГМЗ «Павловск». В личном архиве великой княгини сохранились тетради с конспектами по физике, гидравлике, философии, особое внимание императрица уделяла ботанике. Её любимым цветком была роза. Именно поэтому на портрете из собрания Орловского музея изобразительных искусств Мария Федоровна представлена с розой в руке (рис. 6).
Мария Федоровна пережила убийство своего мужа, правление своего старшего сына Александра, не оставившего после себя наследников, пережила восстание декабристов и восшествие на престол своего третьего сына Николая, скончалась на 70 году жизни. Похоронена в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, рядом со своим супругом императором Павлом I.
Рис. 1 – Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1777, А. Рослин.
Рис. 2 – Портрет Павла I с семьей. 1800, Г. фон Кюгельген.
Рис. 3 – Портрет императора Александра I. 1825, Дж. Доу.
Рис. 4 – Портрет императора Николая I. 1828, Дж. Доу.
Рис. 5 – «Античная лампа», выполнена Марией Федоровной.
Рис. 6 – Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1783, И. Пескорский.
Для вернисажа «Картины о войне», посвященного 70-летию Великой Победы Орловский музей изобразительных искусств в 2015 году представил изображения произведений фондовой коллекции, рассказывающие о грозных годах войны, также были представлены известные полотна, хранящиеся в музеях нашей страны. Это событие состоялась рамках инициативы фонда «Культурное движение», которую поддержали городские власти. Ими была организована «экспозиция» на улицах города Орла, которую жители и гости города рассматривали с нескрываемым интересом.
В 2013 году в музее был организован совместный проект с Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» (г.Москва) ВЫСТАВКА «ФРОНТОВОЙ РИСУНОК И ПЛАКАТ».
Открытие состоялось в филиале Орловского музея изобразительных искусств – Картинной галерее народного художника СССР А.И. Курнакова 11 июля 2013 года.
В экспозиции было представлено 65 работ, собрание произведений живописи и графики 1940-х годов. Выставка проводилась при поддержке Министерства культуры РФ и являлась частью проекта министерства «Лучшие музейные собрания России», посвященного празднованию 450-летия Орла.
Произведения военного времени внушают великое уважение к тому ушедшему, но оставшемуся живым миру, которому не дали раствориться бесследно и исчезнуть большие художники. Они создали в своих произведениях картину великой жизни, борьбы и победы нашей страны.
К 75-летию Великой Победы представляем вашему вниманию лекцию и фильм о Герое Советского Союза генерале-майоре Л.Н. Гуртьеве, чей образ запечатлён не только в известном в городе Орле памятнике, но и в скульптурном бюсте из фондовой коллекции Орловского музея изобразительных искусств, автором которого является скульптор Б.Ф. Лоренцов. О произведении узнать можно здесь:https://orelmusizo.ru/vystavki/virtualnye-vystavki/122-lektorij/665-pochuvstvujte-serdtsem-frontoviki-geroj-sovetskogo-soyuza-general-major-l-n-gurt-ev-i-skul-ptor-b-f-lorentsov
Фото: Л.Н. Гуртьев. 1943 г.
Когда в январе 1944 года командующий 3-й армией прибыл в 308-ю дивизию, чтобы вручить гвардейское знамя, все обратили внимание, что на нем не зимний, а летний головной убор. Перед строем генерал снял его и с волнением произнес: «На этой фуражке кровь генерала Гуртьева. Он умер на моих руках в бою под Орлом…». Леонтий Гуртьев сформировал 308-ю дивизию в Омске и подготовил ее так, что она сумела выдержать самый жестокий натиск фашистов в Сталинграде. Омичи отбили 117 немецких атак и уничтожили больше 20 тысяч солдат противника. Затем дивизия оказалась на Курской дуге – на острие удара под Орлом. Именно здесь сложилась та самая ситуация, которая привела на передовую двух генералов – комдива Гуртьева и командарма Горбатова. Что же произошло? Почему у Леонтия Гуртьева не осталось другого выхода, кроме как прикрыть командарма собой? В цикле «Легенды армии» телеканал «Звезда» представляет: «Леонтий Гуртьев и важность подготовки солдат».
Возможно, благодаря тому, что Антон Николаевич Николаев передал свою коллекцию в Орловский губернский историко-художественный музей, её часть уцелела! И в экспозиции вы можете видеть эти произведения! Как и портрет дарителя! «Портрет Антона Николаевича Николаева» работы Петра Александровича Нилуса относится к типу портретов «людей, дорогих нации».
Рубрика МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ в рамках программы КУЛЬТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ на ПЕРВОМ ОБЛАСТНОМ КАНАЛЕ представляет произведения из фондовой коллекции Орловского музея изобразительных искусств. О картинах рассказывает корреспондент Алла Новоженина. Совместный проект БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств» и АО «Первый областной телерадиовещательный канал». Материалы предоставлены БУКОО ОМИИ.
Техническая библиотека станции Орел совместно с активом молодежи Орловского железнодорожного узла выступила с инициативой проведения цикла «Поэтическое эхо войны». Предложение было горячо поддержано Советом ветеранов узла.
«Свои первые стихотворения цикла сотрудникам библиотеки с большим волнением довелось прочитать в атмосфере ярких патриотических картин А.И.Курнакова, народного художника СССР, академика Российской академии художеств, лауреата государственной премии им. И.Е.Репина, профессора Орловского государственного университета, ветерана Великой Отечественной войны. Андрей Ильич сам воевал в танковых войсках и долгие годы носил в себе память о нелегких военных годах. Его эпическое полотно - диорама «Начало прорыва обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме 12 июня 1943 года» - занимает центральное место в творческом наследии художника.
В Картинной галерее А.И.Курнакова, где экспонируются его наброски к будущей диораме, мы и обращаемся к военной поэзии…
Приближение 75-летней годовщины Великой Победы заставляет все чаще обращаться памятью в те нелегкие годы. Хочется отдать дань уважения всем участникам и героям тех боевых дней».
Филиал БУКОО "Орловский музей изобразительных искусств" Картинная галерея народного художника СССР А.И.Курнакова" г.Орел ул.Салтыкова-Щедрина, 3Б.
Словосочетания: «сквер Гуртьева», «улица Гуртьева», «памятник Гуртьеву», - давно стали привычными для орловчан; особенно часто их слышат и произносят жители Советского района.
1. Б.Ф Лоренцов (1908-1976). «Портрет Л.Н. Гуртьева (1891-1943)». 1945 г. Бронза, мрамор. Орловский музей изобразительных искусств.
Это и дарующий глоток свежего воздуха и отдохновение среди городской суеты тенистый скверик, разбитый на месте, существовавшего до 1917 г. просторного плаца Бахтина кадетского корпуса, это и небольшая тихая улочка, идущая обок его.
Это, наконец, величественная бронзовая фигура военачальника на высоком пьедестале из красного гранита в центре сквера, созданная в 1954 г. знаменитым скульптором, Народным художником СССР, Евгением Викторовичем Вучетичем (1908-1974), автором всемирно известных произведений: монумента «Воину-освободителю» в ансамбле воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (открыт 8 мая 1949 г.), грандиозной статуи «Родина-мать зовет!» в мемориальном памятнике-ансамбле героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (сооружен в 1958-1967 гг.), аллегорической скульптуры «Перекуем мечи на орала» (установленной в 1957 г.) перед зданием ООН в Нью-Йорке.
2. Скульптор Е.В. Вучетич (1908-1974), архитектор Я.Б. Белопольский (1916-1993). Памятник Л.Н. Гуртьеву в Орле. 1954 г. Бронза, гранит.
Не столь далеко отсюда, на Воинском участке старинного Троицкого кладбища, похоронен сам генерал-лейтенант, героически погибший при освобождении нашего города.
А в одном из ближайших кварталов, на Октябрьской улице, в Музее изобразительных искусств, хранится портретный бюст прославленного комдива.
Можно снова и снова вспоминать об этом удивительном человеке, прожившем недлинную, но необычайно насыщенную различными событиями исвершениями жизнь. Отметим лишь некоторые важнейшие факты его биографии.
Леонтий Николаевич Гуртьев родился 1 (13) июля 1891 г. в большой многодетной русской дворянской семье, в азербайджанском городе Шемаха Шемахинского уезда Бакинской губернии (У Леонтия Николаевича было девять братьев и сестер. Дворянство его дед получил за военные заслуги). В 1900 г. семья Гуртьевых переехала в литовский городок Паневежис Ковенской губернии.
3. Л.Н. Гуртьев (1891-1943). Фото.
По окончании реального училища, Леонтий поступил в Харьковский технологический институт, вскоре перевелся в Петербургский политехнический институт, который не смог завершить из-за участия в рабочей демонстрации, за которым последовал арест и заключение на три месяца в Петропавловскую крепость. После освобождения, в октябре 1914 г., его мобилизовали в армию. Он был зачислен вольноопределяющимся, отправлен на фронт, затем на учёбу, и снова на фронт. Три года провел в нескольких австро-венгерских лагерях военнопленных. Во время начавшейся в Венгрии в 1918 г. революции смог вернуться на родину.
Через некоторое время, в июне 1919 г., его призвали на службу в Красную Армию. С этого времени началась его профессиональная военная деятельность: Дон, Северный Кавказ, Поволжский и Московский военный округ; служба, учеба, снова служба.
Вызывавшего большое уважение, храброго, находчивого и опытного офицера, прошедшего Гражданскую войну, в апреле 1936 г., в звании майора, направили в Омск и назначили на должность начальника учебного отдела Объединенной военной школы им. М.В. Фрунзе, с 1937 г. переименованной в Омское военно-пехотное училище им. М.В. Фрунзе. В августе 1939 г. Леонтий Николаевич стал начальником училища, в том же году занявшего первое место среди пехотных училищ Красной Армии.
Весной 1942 г. на базе Омского училища ему поручили сформировать 308-ю стрелковую дивизию. В течение лета шла ее интенсивная боевая подготовка. Гуртьев был требователен и строг к учебе, поясная, что нужно уметь стойко и мужественно переносить все тяготы военной службы, и серьезная закалка необходима, потому что в военных условиях, в бою, будет намного тяжелее...
Под его командованием дивизия самоотверженно сражалась в Сталинградской битве. За месяц боев на самом сложном участке обороны, осенью 1942 г., когда выстоять было особенно трудно, воины дивизии отбили 117 атак, уничтожили 21 тысячу гитлеровских солдат и офицеров, 143 танка, около 100 артиллерийских и минометных батарей, 37 противотанковых орудий, несколько самолетов, 41 тяжелый пулемет, 53 автомашины с войсками и грузами. В донесении от 27 октября 1942 г. Гуртьев написал: "Части дрались героически и честно отдавали свою жизнь за Родину".
Командование высоко оценило боевые действия дивизии. За оборону Сталинграда 7 декабря 1942 г. Гуртьеву было присвоено воинское звание генерал-майора, он был награждён орденом Красного Знамени. Звания Краснознаменной удостоилась и его сибирская дивизия.
Своего командира солдаты и офицеры очень любили, как человека исключительной честности, справедливого и преданного своему делу, как внимательного и чуткого отца, заботящегося об их физической форме, боевом духе и обо всем необходимом, чтобы сделать из них стойких, мужественных и упорных бойцов.
В сочиненной по пути в Сталинград дивизионной песне есть строки:
«В тяжелое время, в годину лихую,
С оружием встали мы в строй.
Товарищ, Отчизну свою дорогую
В боях отстоим мы с тобой...
Идем мы на бой из далекого края,
Сибири советской сыны,
Победно пройдет наша часть боевая
По грозному полю войны!»
Эти слова, действительно, героически воплотились в жизнь и самим командиром, и воинами дивизии Гуртьева, которых он в трудные минуты воодушевлял своим бесстрашием, энергией и энтузиазмом и не раз водил в атаку.
В мае 1943 г. 308-ю стрелковой дивизию перевели в 3-армию Брянского фронта. За контрнаступление на Курской дуге 26 июля 1943 г. Гуртьев был представлен ко второму ордену «Боевого Красного Знамени». В Наградном листе отмечалось: «308 Стрелковая дивизия была введена в бой после прорыва сильно укрепленной оборонительной полосы противника. Генерал-майор ГУРТЬЕВ умело организовал управление и взаимодействие частей дивизии...
За период с 14 по 24 июля с/г частями дивизии освобождены 23 населенных пункта, взято в плен 185 и уничтожено 2700 солдат и офицеровав противника. Захвачено 28 орудий, 9 минометов, 23 пулемета, 20 складов с боеприпасами, продовольствием и другим военным имуществом».
3 августа 1943 г. на передовой наблюдательный пункт дивизии, расположенный в 8 километрах к северу от Орла, неожиданно прибыл на автомобиле командующий фронтом генерал-лейтенант Александр Васильевич Горбатов (1891-1973).
Это не осталось незамеченным противником. Начался минометный обстрел. Гуртьев попросил командарма поскорее спуститься в окоп. В то же мгновение над их головами послышался свист летящей мины. Комдив быстро втолкнул Горбатова в окоп, прикрыв его своим телом...
Не имевший за свою долгую военную службу ни одной контузии и ранения, 52-летний генерал-майор Гуртьев, молниеносно оценивший опасную ситуацию, самоотверженно отдал жизнь за своего командира, генерал-лейтенанта Горбатова, и почти мгновенно умер на его плече от осколков разрывающегося снаряда...
Это была тяжелая и очень горькая весть. И не только для его дивизиии и родных. Для всего командования, всей армии, для всех, кто его знал...
4. И.Л. Гуртьев (1921-1945). Фото.
Сыновья героя, Леонтий и Игорь, - тоже военные, находились в это время на службе в армии. Игорь Леонтьевич (род. 1921 г.) был офицером железнодорожных войск. После гибели отца попросил командование перевести его в 308-ю стрелковую дивизию. Был направлен туда после краткосрочной подготовки и назначен в оперативный отдел. Не раз проявлял мужество и отвагу. Удостоен звания кавалера Ордена Отечественной войны I степени (7 декабря 1944 г.) и Ордена Красного Знамени (19 февраля 1945 г.). Большую часть времени находился на передовой, доставлял важные сведения о передислокациях врага. 16 марта 1945 г., во время выполнения ответственного боевого задания в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом, получил смертельное ранение и умер на руках своих боевых товарищей. Был похоронен в деревне Хеонвальде. Впоследствии прах гвардии капитана перенесли на Военное советское кладбище в польском городе Бранево в Варминьско-Мазурском воеводстве, недалеко от границы с Калининградской областью (В этом крупнейшем некрополе советских воинов в Европе находятся захоронения 31 365 человек).
Леонтий Леонтьевич Гуртьев (1915-1990) дожил до Победы. После войны приезжал в Орел, на могилу отца.
Самому же генерал-майору Леонтию Николаевичу Гуртьеву «За образцовое выполнение боевых задач Командования на фронте по борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» 27 августа 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В сообщении Наркомата обороны СССР говорилось, что на боевом посту погиб выдающийся командир Советской Армии.
Доблестного командира похоронили после освобождения нашего города, 7 августа 1943 г. Его родная 308-я стрелковая дивизия, героически сражавшаяся за Орел, продолжила свой славный боевой путь. Вскоре она была преобразована в 120-ю гвардейская дивизию, особо отличилась в крупномасштабной Белорусской наступательной операции "Багратион" и с победой дошла до Берлина. Имя своего любимого командира гуртьевцы начертали на стенах Рейхстага. Они говорили, что генерал Гуртьев оставался с ними в строю, когда они брали Орел, и он дошел с ними до Эльбы.
Фронтовые дороги привели в Берлин и скульптора Бориса Федоровича Лоренцова (1908-1976). Возможно, в поверженной гитлеровской столице он встречался со своими сибирскими земляками - бойцами гуртьевской дивизии.
5. Б. Ф. Лоренцов (1908-1976). Фото.
Он родился в Омске. Художественное образование получил в 1924-1927 гг. в Уральском художественно-промышленном техникуме и в 1927-1931 гг. в Высшем художественно-техническом институте - Институте пролетарского изобразительного искусства в Ленинграде (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина). В городе на Неве искусству монументальной и декоративной скульптуры обучался у известных мастеров, среди которых был и Александр Терентьевич Матвеев (1878-1960), увлекший его малой фарфоровой пластикой. Практику на Государственном фарфоровом заводе Лоренцов проходил в скульптурный мастерской под руководством Натаьи Яковлевны Данько (1892-1942), автора многочисленных, очень популярных декоративных произведений из фарфора.
По завершении учебы, почти все предвоенное десятилетие он работал художником-скульптором на заводе «Красный треугольник», выпускавшем резиновые изделия, в том числе и маловыразительные детские игрушки.
Талантливый молодой художник стал создавать новые модели игрушек, отличавшиеся хорошим вкусом и, действительно, интересные детям. Среди них был замечательный набор цирковых клоунов с очень любимыми тогда Патом и Паташоном. Затем он изготовил большую серию мастер-моделей для создания резиновых фигурок красноармейцев, бойцов и командиров разных родов войск. К сожалению, этот замысел остался не реализованным, было произведено всего четыре типа таких «солдатиков».
Работал он и в фарфоре. На Государственном фарфоровом заводе было выпущено несколько созданных им фигурок; в их числе ставшие популярными «Летчик» и «Танкист». В 1940 г. его приняли в Союз художников СССР.
С лета 1941 г. Лоренцов воевал на Ленинградском фронте. Был начальником авиационной маскировочной службы. 22 декабря 1942 г. награжден медалью «За оборону Ленинграда», 29 апреля 1944 г. - Орденом Красной Звезды.
В Наградном листе Ордена Красной Звезды отмечалось, что как художник, он умело применял свой опыт на практике, в условиях военного времени, с максимальным использованием подручных материалов для маскировки аэродромов и материальной части. Разработал оригинальные зимние и летние маскировочные конструкции и изобрел макеты самолетов. «Под его непосредственным руководством проведены маскировочные работы на 38 аэродромах и оборудовано 17 ложных аэродромов... Благодаря хорошей маскировке, налетов противника на действующие аэродромы не было, а подвергались налетам и бомбардировкам только ложные аэродромы...»
Среди наград Бориса Федоровича были и медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Еще в Берлине он начал работу над портретной галереей героев войны, которую продолжал создавать в течение всей своей жизни.
Одним из первых бюстов Героев Советского Союза им был выполнен «Портрет генерал-майора Л.Н. Гуртьева» (1945 г.).
Он прост по композиции и представляет собой бронзовое погрудное изображение комдива с легким разворотом торса и головы. На нем орднобортный генеральский китель со стоячим воротником, погонами и звездой Героя Советского Союза на левой стороне груди. Кубическое основание из полированного черного мрамора, с красивым рисунком белых и желтовато-коричневатых прожилок, хорошо сочетается с тоном металла и колористически обогащает портрет.
Бюст близок традиционным парадным портретам, но лишен малейшего намека на пафосность, романтическую приподнятость и внешнюю эмоциональность в трактовке модели.
Генерал имел простую внешность. На фронте черты его лица обострились и несли следы усталости, ведь он служил Родине честно и преданно, не жалея сил и своей жизни. На его плечах лежала огромнейшая ответственность за доверенное ему дело, за своих бойцов, которыми он максимально старался не рисковать.
6. Б.Ф. Лоренцов (1908-1976). "Портрет Л.Н. Гуртьева (1891-1943). 1945 г. Бронза, мрамор. Орловский музей изобразительных искусств.
Скульптор, вероятно, никогда не встречался с Леонтием Николаевичем в жизни и использовал для работы его фотографии военного времени. Для него очень важным было портретной сходство. Он пластически четко обозначил мешки под глазами генерала, складки на переносице и по сторонам рта, напряженные мышцы над сведенными густыми бровями с повисшими вниз волосками, и спокойно, но твердо сжатые губы.
В лице комдива читается внутренняя сосредоточенность и решимость. До последней минуты жизни он оставался человеком чести. Ощутимая в портрете нотка трагизма - это сожаление об оборвавшейся на середине войны жизни героя, о котором его подчиненные говорили: «Всю жизнь бы прожить с таким командиром!». Неровно-овальный волнообразный срез по низу бюста по правой стороне груди, имеет подобие небольшой выщербленности, - словно память о взрыве и смертельных осколках того снаряда...
На многих фотографиях Гуртьев изображен с круглой медалью с пятиконечной эмалевой звездой. Это юбилейная медаль «XX лет РККА», которой его наградили в 1938 г., как заслуженного участника Гражданской войны, прослужившего в рядах Красной Армии 20 лет. На портрете Лоренцова, задумавшего галерею портретов Героев Советского Союза, генерал представлен с самой главной и последней посмертной его фронтовой наградой - Звездой Героя... Из-за этого кажется, что он словно смотрит на нас из вечности.
Отливки бюста Л.Н. Гуртьева хранятся также на родине Лоренцова, в Музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля в Омске, сыгравшем важную роль в биографии комдива, и в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова в Санкт-Петербурге, в городе, где скульптор учился и работал, вернувшись на родину в 1947 г.
После демобилизации Борис Федорович создавал не только портреты героев войны, но и городские монументы, и жанровые композиции, и декоративную пластику. Работал и как живописец. Активно участвовал в различных выставках, особенно в связанных с темой Великой Отечественной войны. Можно спорить, что ему лучше удавалось. Но, наверное, к числу наиболее значимых его произведений смело можно причислить бюст Л.Н. Гуртьева.
Память об этом необыкновенном человеке увековечена не только в названиях улиц в двух городах на Иртыше и на Оке. Но и в мемориальной плите на Мамаевом кургане в Волгограде, и в имени одной из улиц в Первомайском районе Минска, многих мемориальных досках и скульптурных бюстах.
Но гораздо важнее, чтобы мы, собственным сердцем, чувствовали благодарность тем, кто завоевал нашу Великую Победу.
Для подготовки статьи использованы материалы Интернет-портала Память народа и другие открытые источники в Интернете.
Страница 18 из 21