«Борзые» – работа известного анималиста, страстного любителя животных и природы Швабе Иоганна Александра Петровича, академика и профессора императорской Академии художеств.
Рубрика МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ в рамках программы КУЛЬТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ на ПЕРВОМ ОБЛАСТНОМ КАНАЛЕ представляет произведения из фондовой коллекции Орловского музея изобразительных искусств. О картинах рассказывает Алла Новоженина. Совместный проект БУКОО "Орловский музей изобразительных искусств" и АО "Первый областной телерадиовещательный канал". Материалы предоставлены БУКОО ОМИИ.
images/Штурм_Рехстага.JPGВторая мировая война — самая кровопролитная война в истории человечества, которая продолжалась 6 лет.
Советская Армия внесла значительный вклад в освобождение Европы от фашизма. Завершающая битва Великой Отечественной войны – Берлинская наступательная операция – принадлежит к числу наиболее крупных и кровопролитных сражений Второй мировой войны. Здесь сложили головы более 300 тысяч советских солдат и офицеров.
На фронтах Великой Отечественной войны сражались множество художников. Среди них было немало добровольцев. Художники воевали в артиллерии, в танковых войсках, в партизанских соединениях, но чаще всего рядовыми пехоты. Их творческим трудом была создана впечатляющая изобразительная летопись войны.
Художник Богаткин Владимир Валерьянович (1921-1971)-участник Великой Отечественной войны. Совсем молодым человеком Богаткин прошел войну, был в поверженном Берлине, его карандашные рисунки тех лет сегодня могут быть названы документами времени, потому что делались непосредственно на месте событий.
На основе созданных в годы Великой Отечественной войны зарисовок исполнил серию литографий на тему «Штурм Берлина». В лучших листах этой серии – «Вперед к рейхстагу», «Штурм рейхстага», «Колонна победы» и др. – художник раскрыл величественность, и напряженность исторической битвы за Берлин. Он был награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и другими наградами.
Последний бросок. Штурм Рейхстага. 1945 Бумага, гуашь
Художник запечатлел момент атаки советских войск в разрушенном Берлине. На первом плане слева возле орудия лежат убитые немцы. Полыхает зарево пожарищ, весь город окутал дым. Советские танки и пехота бегут по направлению к Рейхстагу, впереди боец с красным знаменем.
Битва за Берлин была жестокой. Сражение в городе требовало особых методов боя, которые отличались от полевых условий. Фронт был кругом. Однако советские войска уже имели богатый успешный опыт ведения уличных боев. Основной формой городского боя, уже испытанного в других городах, были практически самостоятельные действия штурмовых групп и отрядов, усиленных огневыми средствами. Штурмовые отряды двигались от здания к зданию, через дворы, проломы в стенах зданий или заборах, нацеливали артиллерию, авиацию, дополнительные силы пехоты и танков. Танки и САУ брали на себя задачи уничтожения огневых средств противника. Это позволяло советским войскам сохранять высокие темпы наступления .
Литографию «Последний бросок. Штурм Рейхстага» очень многие журналы и газеты просили повторить для своих изданий.
На фото: Выставка «Память о войне». К 75-летию Великой Победы Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство. (из фондов музея) 31.08-13 .09 2020, ст. научный сотрудник ОМИИ, куратор Т.И.Мазуркевич
#УрокиВтороймировой, #ГОД2020
Окончание Второй мировой войны - это великое событие для всего мира. Именно в этот день был побежден нацизм и фашизм, прекращено преступление против всего человечества. Ключевую роль в этой Победе сыграл Советский Союз и его храбрые воины: они сражались не только за свою Родину. Советские солдаты гнали врага до самого Берлина, изгоняя его с территорий других государств, захваченных нацистской Германией и ее союзниками. Страшное зло могло распространиться по всему миру, если бы советский народ не одержал Победу в главном противостоянии Второй мировой - Великой Отечественной войне. Точка во Второй мировой войне была поставлена Красной Армией на Дальнем Востоке. Блестяще проведённая Маньчжурская операция стала завершающей битвой Второй мировой, после которой последний союзник нацистской Германии милитаристская Япония была вынуждена капитулировать. 2 сентября Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, 3 сентября Советский союз праздновал Великую победу. В 2020 году этот день объявлен днем воинской славы России - Днем окончания Второй мировой войны. Мы должны помнить и чтить подвиг наших предков и их вклад в мирную жизнь современных государств. В презентации звучит музыкальное сопровождение, произведение: На сопках Маньчжурии в исполнении Государственного Московского хора (2016 ). На сопках Маньчжурии (первоначально, Мокшанскій полкъ на сопкахъ Маньчжуріи) — русский вальс начала XX века, посвящённый погибшим в Русско-японской войне воинам 214-го резервного Мокшанского пехотного полка. Автор — военный капельмейстер полка Илья Алексеевич Шатров.
#ДВПобеда, #ДальневосточнаяПобеда, #УрокиВтороймировой, #ГОД2020
images/Антитеррор.jpgЕжегодно 3 сентября Россия отмечает День солидарности в борьбе с терроризмом. Дата связана с трагическим событием – захватом заложников в школе №1 города Беслан (Северная Осетия). 1 сентября 2004 года террористы захватили и удерживали в течение трех дней в здании школы более 1100 человек, детей, их родителей, сотрудников школы в нечеловеческих условиях. Взрывы, пожар, частичное обрушение здания. Заложники начали выбегать из школы, и федеральными силами был предпринят штурм. Во время перестрелки было убито 28 террористов. Большинство заложников освобождено. Однако общее количество потерь составило 330 человек убитыми, из которых 186 были дети, свыше 800 человек ранено.
Беслан и Буденновск, захват театрального центра на Дубровке, взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске … гибнут мирные жители, сотрудники правоохранительных органов при выполнении служебного долга, ГИБНУТ ДЕТИ!!!
Сегодня вспоминая эти жертвы, вспоминаешь и людей, их осталось совсем немного, переживших Великую Отечественную войну. Отстоять мир удалось ценой невероятных жертв и усилий. Большинству героев уже за 90, ужасные события навсегда врезались в их память, и к радости Победы до сих пор примешивается боль потерь, но всех их объединяет одна мысль: враг не смог одолеть нас, потому что мы были сплоченными и стояли плечом к плечу. Народный художник СССР Андрей Ильич Курнаков мог с гордостью сказать о себе, «что он принадлежал к славному поколению народа, спасшего человечество от фашизма в Великую Отечественную войну. Ни ужасы войны, ни муки фашистского плена, ни трудности послевоенного времени не сломили волю Андрея Ильича» - писал искусствовед И.А. Круглый, рассказывая читателю в биографическом издании, посвящённом жизни А.И. Курнакова, "о стремлении к главной цели - стать художником", а значит стремлении к созиданию. Из воспоминаний также известно, что Андрей Ильич любил детей, был преподавателем и с отцовской любовью заботился о будущем поколении, в том числе в лице своих учеников.
Чтобы в наших домах всегда был мир, достаток и детский смех с терроризмом нужно не только бороться, следует предупреждать его возникновение. Призывая человечество, быть бдительными, ради будущего мира и благополучия!
7images/Курнаков_Монголия.jpg5 лет со дня окончания Второй Мировой войны!
Какая замечательная дата! Как был бы счастлив Андрей Ильич Курнаков в этот день. Ведь и для него война закончилась именно 2 сентября 1945 года. Учитывая географию боевых действий, в которых принимал участие солдат А.И. Курнаков, его с полным правом можно назвать ветераном Второй Мировой войны.
В военной биографии художника есть страница, малоизвестная в истории Второй мировой войны. В августе 1941 года, по решению советского правительства, наши войска были введены на территорию Ирана, где они координировали свои наступательные действия с военными частями английской армии, для того, чтобы предотвратить создание фашистского плацдарма на южных рубежах СССР, отрезать все пути фашистской Германии к иранской нефти. Именно в этих военных операциях в Иране, где впервые начала реально действовать антигитлеровская коалиция, и принимал участие топограф А. Курнаков. 55 танковая бригада, в которой служил А.И. Курнаков, выполнив свою задачу в Иране, была возвращена на родину, в Крым, в район Керчи. С декабря 1941 г. в этом районе велись очень сложные оборонительные бои. К маю 1942 года части Красной армии под Керчью сражались в полном окружении. 55 танковая бригада потеряла в этих боях всю технику – танки, артиллерийские и минометные орудия, почти 100% численного состава убитыми, ранеными, взятыми в плен. В плену с 20 мая 1942 г. оказался и раненый сержант А. Курнаков.
images/Справка_ДВ.jpgИз Керчи красноармейцев перевезли в Николаев, и оттуда в теплушках отправили в Румынию, лагерь для военнопленных в районе местечка Галац. 2 года плена: грязные холодные бараки, голод, антисанитария, тяжелый бессмысленный, изнурительный труд. Там от голода и тяжелейшего труда Андрей Ильич начал терять зрение, после войны Курнакова без очков уже никто не видел, а для художника зрение – первый и самый главный инструмент. Андрей Ильич не любил рассказывать об этих годах, но как-то на вопрос журналиста сказал: «Ничего оскорбительнее ни до этого, ни после я в жизни не испытывал. Вообще много чего на войне о людях узнаешь… Там правду узнаешь. На войне нельзя притвориться другим, там каждый – такой, какой он есть на самом деле. Не то чтобы по схеме « или трус, или герой». Просто всё в человеке проявляется, всё, что есть, может быть, даже такое, о чём он и сам-то не знает». Главное тогда понял Андрей Ильич: человек обязан оставаться человеком в самых нечеловеческих условиях. Позднее, читая И.А. Бунина, Андрей Ильич обращает внимание на его фразу в дневнике от 1916 года: «Душевная и умственная тупость, слабость, литературное бесплодие… Смертельно устал…Должно быть, большую роль сыграла тут война – великое разочарование принесла она мне!». И оставляет свой комментарий на полях книги: «И мне тоже, а разве не все войны отвратительны?!!». Весной 1944г. Красная армия освободила Румынию. После проверки рядовой топограф Курнаков возвращается в состав действующей армии, в 230 армейский запасной стрелковый полк 53 армии 2 Украинского фронта. Далее трудный путь солдата лежал через Югославию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Польшу, Австрию. День Победы художник встретил в Чехословакии. Но даже на фронте Андрей Ильич не забывает, что он художник. У топографа бумага, карандаш, перо и тушь всегда под рукой. В архиве Андрея Ильича сохранились его фронтовые зарисовки – Аустерлиц. Май 1945г. Однако война на этом для него еще не была закончена. Вместе с частями 2 Украинского фронта он был отправлен на Дальний Восток для борьбы с японской агрессией, громил Квантунскую армию на территории Монголии. Единственная награда Андрея Ильича – медаль «За победу над фашисткой Германией». Он очень дорожил ею.
«Пазл Победы» – федеральный проект обобщающий весь фото-контент мероприятий 2 и 3 сентября. Фотографии, размещенные в эти дни с #ДВПобеда, #ДальневосточнаяПобеда, #УрокиВтороймировой будут собраны в единую картину дня, отобразив таким образом вклад каждого в общую Победу.
На фото: 1. А. И. Курнаков (на снимке из личного архива А.И. Курнакова надпись карандашом Монголия август 1945).
2.Снимок наградного документа - справки : "Благодарность за отличные боевые действия в боях с японцами на Дальнем Востоке".
2 сентября Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, а 3 сентября Советский союз праздновал Великую победу. В 2020 г. этот день объявлен днем воинской славы России - Днем окончания Второй мировой войны.
Мы должны помнить и чтить подвиг наших предков и их вклад в мирную жизнь современных государств.
Международный проект «Великое кино Великой страны» призван напомнить о цене Победы 1945 года, которую заплатили советские люди в годы Второй мировой войны. Проект способствует укреплению антивоенных настроений через эмоциональное присоединение к героям фильма «Судьба Человека».
2 сентября одновременно с картиной «Судьба человека» - Великое кино режиссера С.Бондарчука по одноимённому рассказу М.Шолохова, будет показана документальная лента С.Майорова, в которой прозвучат стихи поэтов, не вернувшихся с войны, в исполнении современных популярных артистов.
Механика:
· организация кинопоказов во всех субъектах Российской Федерации на различных площадках: открытые кинотеатры, кинопаркинги и автокинотеатры, киносети, ДК, концертные сцены и пр.
Хештеги: #ВЕЛИКОЕКИНО; #ГОД2020; #ДВПОБЕДА.
С 17 июля 2020 года Филиал ОМИИ «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова» возобновляет свою работу, вы можете посетить постоянную экспозицию музея.
Режим работы музея: вторник - воскресенье 10:00-17:00.
Для того чтобы посетить музей (индивидуальный/групповой осмотр экспозиции или же в составе экскурсии), нужно не менее чем за сутки оставить заявку:
на нашем сайте музея https://www.orelmusizo.ru/, в разделе ИНФОРМАЦИЯ, пункт ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ
на странице Мемориальной мастерской Вконтакте в личном сообщении (https://vk.com/id292771949)
по телефону 76-29-03.
Звонки принимаются со среды по воскресенье. Время приема заявок по телефону с 10:00 до 16:30. Информируем вас, что за одно посещение на каждую экспозицию возможно обслуживание не более 3 человек, семейной группы не более 5 человек в связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции. Вход в здание осуществляется ТОЛЬКО В МАСКЕ. Каждые 2 часа проводится санобработка. При посещении посетители и сотрудники обязаны соблюдать дистанцию 1,5- 2 м, а также при входе в музей произвести бесконтактное измерение температуры.
Стоимость входных билетов:
20 руб. – дети до 18 лет;
30 руб. – студенты и пенсионеры;
50 руб. – взрослые.
Стоимость экскурсионного обслуживания: Групповые посещения (макс. 5 чел.):
Экскурсионная путёвка для детей 200р. + входной билет.
Экскурсионная путёвка для студентов/пенсионеров 300р. + входной билет.
Экскурсионная путёвка для взрослых 500р. + входной билет.
Семейная экскурсионная путёвка 250 руб. + входной билет.
На одно время сеанса принимаются заявки до 5 человек (постоянная экспозиция). Для семейных групп ограничения в виде соблюдения дистанции внутри группы не требуется.
Ждём Вас по адресу: ул. Салтыкова-Щедрина, д. 3а. Подробную информацию о работе Филиал ОМИИ «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова» вы можете узнать по телефону76-29-03, а также на официальном сайте https://orelmusizo.ru/ и странице мастерской в соцсети.
В галерее экспонируется коллекция произведений народного художника СССР, академика Российской Академии художеств, лауреата Премии им. И.Е. Репина, Почетного гражданина г. Орла, участника Великой Отечественной войны, профессора Орловского государственного университета Андрея Ильича Курнакова (1916-2010), включающая в себя работы, созданные за более чем шестидесятилетний период творческой деятельности, начиная с середины 40-х годов ХХ века по 2010 год.
Экспозиция галереи позволяет познакомиться со всеми жанрами, которые были подвластны художнику. В залах галереи представлены работы различной тематики, отражающие жизнь страны и судьбы людей во многих её проявлениях. Портреты и жанровые композиции, посвященные людям труда. Со многими героями этих произведений автор был знаком лично, и поэтому правда времени и характеров в них передана с большой силой и убедительностью. Такими же личностными характеристиками наполнены портреты известных орловских художников, писателей, артистов. В галерее находятся и многие лучшие пейзажные работы А. И. Курнакова. Отдельный блок составляют произведения, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Это подготовительные рисунки и живописные этюды к историческому монументальному полотну-диораме «Прорыв обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме 12 июля 1943 года», которое была создано к 40-летию освобождения города Орла. Сейчас оно экспонируется в военно-историческом музее.
Галерея находится в исторической части города в сердце, так называемого, «Литературного квартала», недалеко от ландшафтного парка «Дворянское гнездо».
Режим работы галереи: вторник - воскресенье 10:00-17:00.
Для того, чтобы посетить галерею (индивидуальный/групповой осмотр экспозиции или же в составе экскурсии), нужно не менее чем за сутки оставить заявку:
- на сайте музея https://www.orelmusizo.ru/, в разделе ИНФОРМАЦИЯ, пункт ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ
- странице филиала ВКонтакте (https://vk.com/gallery_kurnakova),
- по телефону +7 (4862) 43-42-24,
Звонки принимаются со вторника по субботу. Время приема заявок по телефону с 12:00 до 12:30, 14:30 до 15:00 и с 16:45 до 17:00. Информируем вас, что за одно посещение возможно обслуживание не более 5 человек в связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции. Вход в здание осуществляется ТОЛЬКО В МАСКЕ. Каждые 2 часа проводится санобработка. При посещении посетители и сотрудники обязаны соблюдать дистанцию 1,5- 2 м, а также при входе в галерею произвести бесконтактное измерение температуры.
Время сеансов для посещения галереи:
- 10:00 – 10:45 – сеанс
- 11:00 – 11:45 – сеанс
- 12:00 – 12:30 – санобработка
- 12:45 – 13:30 – сеанс
- 13:45 – 14:30 – сеанс
- 14:30 – 15:00 – санобработка
- 15:00 – 15:45 – сеанс
- 16:00 – 16:45 – сеанс
- 16:45 – 17:00 – санобработка
Стоимость входных билетов:
- 20 руб. – дети до 18 лет;
- 30 руб. – студенты и пенсионеры;
- 50 руб. – взрослые.
Стоимость экскурсионного обслуживания: Групповые посещения (макс. 5 чел.):
- Экскурсионная путёвка для детей 200р. + входной билет.
- Экскурсионная путёвка для студентов/пенсионеров 300р. + входной билет.
- Экскурсионная путёвка для взрослых 500р. + входной билет.
- Семейная экскурсионная путёвка 250 руб. + входной билет.
Ждём Вас по адресу: ул. Салтыкова-Щедрина, д. 3б. Подробную информацию о работе филиала БУКОО ОМИИ «Картинная галерея Народного художника СССР А.И. Курнакова» вы можете узнать по телефону +7 (4862) 43-42-24, на сайте музея https://orelmusizo.ru/, а также на странице галереи ВКонтакте: //vk.com/gallery_kurnakova
Июль. Согласно одной из легенд, название этого месяца тесно связано с солнцеворотом.
В былые времена летнее солнцестояние приходилось именно на июль. Не случайно в народе говорят, что июль – середина года и сердце лета, его макушка, вершина, перелом, вершинное лето.
Первого июля, по народному поверью, в полдень солнце замедляет ход, а птица замирает.
По народному календарю, 1июля – Макушка лета или Ярилин день.
Ярило – языческое божество солнца, плодородия, любви. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества. Атрибутом Ярило был солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях, любовь во всем живом. На Руси говорили: «Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется». Ярилу отождествляли с образом юного мужчины, пылкого, влюблённого жениха. Иногда, желая подчеркнуть его юность и красоту во время празднования, «Ярилой» наряжали девушку. Её сажали на белого коня, надевали венок из полевых цветов, давали в левую руку колосья, а в правую… символ смерти – изображение человеческой головы. Коня с «Ярилой» водили по полям, приговаривая: «Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!» Житом в разных местностях называли основную злаковую культуру: на юге – пшеницу, на севере – рожь и даже ячмень, так как от урожая этого зерна зависела жизнь.
О широком почитании Ярило на Руси свидетельствовали «Ярилины» – народные празднества, которые справлялись вплоть до ХХ века. В этот народный праздник люди косили и сушили траву, устраивали ярмарки, гуляния, хороводы и состязания, на которых молодежь показывала свою силу и ловкость. Проводили обряд похорон Ярилы: с наступлением темноты зажигали огни, выносили соломенное чучело в поле или бросали его в воду.
В постоянной экспозиции Орловского музея изобразительных искусств представлено произведение Е. М. Сотникова «Ярило». Картина сразу привлекает к себе внимание, не только потому что является самой большой работой по формату, но и своим сюжетом. Её автор - уроженец Орловской губернии, переносит зрителя в атмосферу далекой старины. Полотно является редчайшим образцом стиля модерн в станковой живописи. Оно было создано в 1910 году и стало дипломной работой Евгения Михайловича Сотникова, за которую ему было присуждено звание художника.
К сожалению произведения нашего земляка, практически не представлены в собраниях других музеев. Однако, в фондах Орловского музея изобразительных искусств находятся свыше 20 работ живописца, благодаря дару его дочери, Зои Евгеньевны Сотниковой (1901-1987), «чтобы произведения Евгения Михайловича Сотникова были на его родине».
В статье использованы материалы из открытых источников, печатных и интернет изданий, а также статьи музейных архивов, каталогов и публикаций. На фото: студенты Орловского художественного училища на фоне картины Е. М. Сотникова «Ярило» (1910г.) в экспозиции музея, ставшие гостями интерактивного мероприятия «Народное искусство в традиционном костюме и фольклоре крестьян Орловского края кон. XIX- нач. XX вв.» (куратор: ст. научн. сотрудник И.И. Борисова), организованного Орловским музеем изобразительных искусств в рамках традиционной музейной практики ОХУ (июнь 2017 г.)
Страница 13 из 21