Орловский музей изобразительных искусств «День Народного единства», а также Всероссийскую акцию «Ночь искусств», под девизом «Искусство объединяет» в 2021 году отмечает в онлайн формате и представляет вашему вниманию «Видеовоспоминания об интерактивных мероприятий прошлых лет в Картинной галерее народного художника СССР А.И. Курнакова». В рамках дня празднования разными учреждениями культуры в формате обучающих видеороликов размещаются в социальных сетях обучающие мастер-классы и занятия. Мы присоединяемся ко всем организациям и авторам.
#Мывместе, #Мыедины, #Россияобъединяет, #НочьИскусств2021, #КультураРФ
Автор Булохов И. Н.
Видео Кореневская В. Ю.
Фото материалы используемые в видео из архива Филиала Орловского музея изобразительных искусств «Картинная галерея народного художника СССР А.И. Курнакова»
:
В рамках дня празднования разными учреждениями культуры в формате обучающих видеороликов размещаются в социальных сетях обучающие мастер-классы и занятия. Орловский музей изобразительных искусств «День Народного единства», а также Всероссийскую акцию «Ночь искусств», под девизом «Искусство объединяет» в 2021 году также отмечает в онлайн формате и представляет вашему вниманию «Видеозарисовку о мероприятиях «В мастерской художника» разных лет в Мемориальной мастерской народного художника СССР А.И. Курнакова «Я не художник, я только учусь». Поскольку музейным занятиям "В мастерской художника" в этом году исполнилось 5 лет мы собрали фотографии разных лет в ретроспективе "Я не художник, я только учусь"! Вы можете увидеть как подрастали наши юные художники и как росло их мастерство. Давайте вспомним замечательные моменты все вместе!
#Мывместе, #Мыедины, #Россияобъединяет, #НочьИскусств2021, #КультураРФ
Автор Самаричева М.Н.
Видео Самаричева М.Н.
Фото материалы используемые в видео из архива Филиала Орловского музея изобразительных искусств «Мемориальной мастерской народного художника СССР А.И. Курнакова»
В видео используется аудиофайл : Маленькая ночная серенада K.525 Моцарт / ор-тр "Времена года"
Romanze. Andante (Маленькая ночная серенада G-dur) Ансамбль "Концертино"
«День Народного единства в онлайн формате», а также Всероссийская акция «Ночь искусств», под девизом «Искусство объединяет» проходят в онлайн формате в 2021 году. В рамках флешмоба «Эстетика моего народа», суть которого состоит в том, что участникам необходимо представить фото или видео, демонстрирующие семейные национальные ценности — обычаи и традиции, старинные экспонаты, которые передаются из поколения в поколение, творческие номера, выступления (исполнение национальных песен, чтение произведений фольклора на национальном языке, демонстрация национальных танцев.
Представляем вашему вниманию праздничную поздравительную Видеолекцию старшего научного сотрудника Орловского музея изобразительных искусств Татьяны Ивановны Мазуркевич «ОРЛОВСКИЙ ХЛЕБ КАК СИМВОЛ ОРЛОВСКОГО КРАЯ В НАТЮРМОРТАХ ОРЛОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ (из фондов ОМИИ)».
Также любой желающий может присоединиться к флешмобу «Эстетика моего народа», где пользователи показывают природу, лица, народные костюмы, кухню и многое другое. «Для этого необходимо опубликовать в социальных сетях фото или видео, которые отображают смысл флешмоба. Визуал сопровождают описанием, в котором рассказывают, почему гордятся своим народом, что больше всего ценят.
#Мывместе, #Мыедины, #Россияобъединяет, #НочьИскусств2021, #КультураРФ
Автор Мазуркевич Т.И.
Видео Кореневская В.Ю.
Фото материалы, используемые в видео, из фондов Орловского музея изобразительных искусств, а также из архива Мемориальной мастерской Г.В. Дышленко и архива В.Г. Дышленко.
В видео используется аудиофайл : Ансамбль "Ливенские гармошки". Камаринская; Ливенские страдания; Барыня.Кругозор 7-1978 источник https://page.ligaudio.ru/mp3/%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B8
14 августа – начинаются проводы лета. Это первый день Успенского поста, когда Православная Церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу (Спас – Спаситель, Иисус Христос) и Пресвятой Богородице. В народном календаре это «Медовый Спас». Поздравляем с этим праздником православных христиан и представляем небольшой рассказ Заслуженного работника культуры РФ Жанны Анатольевны Травинской, о том, как возник у нее замысел графического листа «Медовый Спас».
«Лето связано у меня с ранними детскими воспоминаниями об Артемовском хуторе на Донбассе, где я росла у маминой сестры, Анны Родионовны Бондаренко.
Утро. Я выхожу из саманной хаты во двор, заросший травой-муравой. А над хатой появляется солнце – доброе, ласковое, сказочное, заливая все вокруг золотыми лучами. И двор кажется Берендеевой слободкой. По мураве, усыпанной крупными самоцветами – росой, я бегу через сад и огород к балке, на встречу с моими друзьями: цветами, кустарниками, родниками. Спуск в балку крутой. Вот и первый, недавно выкопанный родник. Хрустальная вода, переливаясь пузырьками воздуха, бьется, к поверхности. Я черпаю ладошкой ледяную воду и пью, пью. Потом спускаюсь на дно балки, где в зарослях шиповника лежит озерцом второй родник. Он заселен жуками-плавунцами. Я долго сижу и наблюдаю, как жуки на тонких больших лапках скользят по глади воды. Солнце поднимается выше, начинается жаркий день, и я возвращаюсь во двор, где тетя поит меня молоком с хлебом и творогом.
Зимой, когда мало ярких красок и тепла, приезжая в свою мастерскую, я нередко просматриваю свои летние наброски, акварели, расписные плитки «Воспоминания одного дня». Иногда из этого «сора» рождается что-то новое и интересное. Так появился графический лист «Медовый Спас».
У меня был акварельный набросок натюрморта с крынкой и расписной деревянной ложкой, который я писала в Рябцево, под Орлом, на своей даче. Показалось очень скучно, и я дофантазировала летний день в августе, именуемым в народе «закатом лета». Август – преддверие золотой осени. В садах созревают сливы, груши, летние сорта яблок. Много имен у этого последнего летнего месяца, в которых наши древние предки отразили его щедрость: «жнивень», «серпень», «разносол», «густарь». В августе празднуются три Спаса: первый – Медовый, второй – Яблочный (Преображение Господне) и третий – Хлебный или Ореховый.
И захотелось мне из этого акварельного наброска сделать работу «Медовый Спас». Пчелы в это время уже перестают носить медовую взятку, а пчеловоды подрезают соты. Когда-то при заламывании (подрезании) меда, дети даже пели пасечникам особую песенку:
«Дай, Господи, хозяину многие лета,
Долгие лета – на многие годы.
Долго-долго ему жить, Спаса не гневить.
Божьих пчел водить, ярый воск топить.
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращенье, нам, малым деткам, на угощенье».
Я поместила над столом с белой скатеркой и глиняной крынкой с молоком яблоневые ветки с налившимися спелостью плодами и пчел вокруг хохломской миски с медом. А вдали виднеются убранное в копны сено и пасущиеся лошади.
Вот такой «августовский» лист получился – «Медовый Спас», побывавший на региональных и всероссийских выставках».
Графический лист «Медовый Спас» представлен на виртуальной выставке произведений Жанны Анатольевны Травинской «Орловский мой край», с которой можно познакомиться на официальном сайте нашего музея https://orelmusizo.ru/vystavki/virtualnye-vystavki/121-vystavki/virtualnye-vystavki/873-travinskaya в разделе «Виртуальные выставки».
На фото:
Ж.А. Травинская. «Медовый Спас». Серия «Лето в Рябцево». 2011. Бумага, акварель, пастель. Собственность автора.
Петров день, как его называли на Руси, был установлен в память едва ли не самого яркого из апостолов, Петра, получившего ключи от рая (Мф., 16). В христианской Церкви 12 июля (29 июня – по старому стилю), завершает Апостольский (или Петров) пост и именуется Днём святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
В отличие от Петра, одного из ближайших учеников Спасителя и свидетеля множества Его поучений и чудес, Павел не имел никакого отношения к евангельским событиям, он вышел на проповедь много позднее и не входит в число двенадцати апостолов. Приговоренный язычниками к казни, подобной Христовой, престарелый Петр просил распять его вниз головой, чувствуя свое недостоинство за троекратное отречение от Спасителя в свое время. Павел же был приговорен к усекновению головы.
Очень разные по судьбам, характеру, апостольскому пути и кончине, Петр и Павел объединены одним чином во свидетельство о многообразии людских путей, ведущих к Богу.
На Руси Петров день считался и праздником рыболовов, поскольку будущий апостол Петр, до крещения Симон, был призван к служению от этого промысла, когда брат, Андрей, привел его к Иисусу Христу. Фонды Орловского музея изобразительных искусств хранят икону XIX века «Апостолы Петр и Андрей».
Петропавловский собор. Фрагмент открытки начала ХХ века
За учреждением в 1778 – 1779 годах Орловской губернии, в 1788-м была основана Орловская и Севская епархия. А 15 апреля 1797 года, в канун Святой Пасхи и коронации императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, в Заорлицкой части Орла был заложен кафедральный собор во имя небесного покровителя Государя – святого Павла исповедника, патриарха Цареградского. Строительство храма велось на средства орловского дворянства. В 1861 году с разрешения Священного Синода собор был переименован в Петропавловский, а его главный престол освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Схема-реконструкция топографического состава главного
иконостаса Павловского собора г. Орла. 1846 – 1859 гг.
Золоченое сияние с Крестом в терновом венце и облаках | Рожд. Хр. | Три Креста в сиянии | Воскр. Хр. | Золоченое сияние с Крестом в терновом венце и облаках |
||||||
6 икон с двунадесятыми праздниками | Григорий Богослов | Тайная вечеря | Иоанн Златоуст | 6 икон с двунадесятыми праздниками | ||||||
Свв. чуд. Петр и мц. Клавдия | Св. ап. Петр, Анастасия Уз. | Свв.кнн. Борис и Глеб | 4 святителя с Главой Иоанна Предтечи | Сошествие Св. Духа | Св. Дух Царские врата Благовещение и 4 евангелиста | Покров | Св.Иоанн Предтеча с хартией | Свт. Николай и прор.Анна | Алексий Чел. Бж. Елисавета | Свт. Митрофаний пред ик. Б.М. |
Св. равноап. Мария Магдалина | Северная дверь Арх.Гавриил | свв. Александр Невск. , Георгий Победоносец | Св. блгв. кнн. Владимир и Ольга | Богоматерь с Младенцем | Спаситель, благо-словляющий детей | Свв. апостолы Петр и Павел | Свв. равноап. Константин и Елена | Южная дверь Арх.Михаил | Св. царица Александра |
«Иконостас в настоящей церкви и приделах столярныя с резьбой и позолотой по белому полю, с пилястрами и с верху с сиянием во круг прорезным… Царския врата работы рококо… Местныя иконы Академической работы» [ГАОО. Ф.101. Оп.1. Д. 3242. Л. 1].
Согласно архивной описи церковного имущества за 1846 – 59 годы, в иконостасе главного престола были образы не одного святого с именем Петр, а над царскими вратами, в частности, помещалась икона Тайной вечери.
В постоянной экспозиции филиала ОМИИ, мемориальной мастерской Народного художника СССР А.И. Курнакова, находится рельеф, на котором в сцене Тайной вечери представлены 12 апостолов, включая Петра. Эта работа неизвестного скульптора была подарена музею самим Андреем Ильичом.
Рельеф «Тайная вечеря» в экспозиции Мемориальной мастерской Народного художника СССР А.И. Курнакова
Мастерская художника, относившегося к традиции советской академической школы, была наполнена альбомами, репродукциями и репликами произведений ведущих мастеров мирового искусства. «Тайная вечеря», шедевр титана Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, присутствовала здесь в форме рельефа как своеобразный эталон композиционного решения пространства со множеством фигур.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495 – 1498. Санта-Мария-делле-Грацие, Милан
Монументальная роспись Леонардо в миланском монастыре в художественной форме Ренессанса запечатлела последнюю трапезу Христа с учениками-апостолами перед выходом Спасителя на страдание и искупительную для людей смерть. Этот момент описан во всех четырех Евангелиях. Согласно мировоззрению гуманистов и эстетике эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи изобразительными средствами показывает различные психологические типы людей – реакцию каждого из апостолов на слова Христа о том, что один из них предаст Его. Апостол Петр приникает к юному Иоанну с просьбой спросить Учителя, кто предатель. Апостол Петр в «Таной вечери»
images/Тайная_вечеря_схема.png«Тайная вечеря». Композиционная схема. Трактуя обстановку события, да Винчи не следует исторической достоверности. Несмотря на то, что действие «Тайной вечери» происходило под покровом темноты, для усиления художественной выразительности Леонардо поместил фигуру Спасителя в контражуре – против света, на фоне окна, за которым – ясный день. Его геометрически выстроенная композиция иллюзорно продолжает интерьер реальной трапезной, благодаря убедительно переданному перспективному сокращению. Герои, как на театральной сцене, изображены сидящими за длинным столом, лицом к зрителю. Сгруппированные по три, 12 апостолов подобны морским волнам, с обеих сторон подступающим к незыблемой центральной фигуре Христа.
Неизвестный скульптор. Рельеф по рисунку Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова/
Лишенный средств живописи рельеф подчеркивает безупречный рисунок и геометризм произведения да Винчи, с уходящим в резкую перспективу кассетированным плафоном, прямоугольными плоскостями на стенах и «живыми» линиями фигур. Образ Иисуса Христа – одновременно геометрический центр композиции и точка схода перспективных линий.
Андрей Ильич Курнаков активно утверждал преемственность высоких идеалов искусства на Орловщине, что до настоящего времени сохраняется здесь системой художественного образования.
А святые апостолы Петр и Павел, отдавшие свои жизни за истинную веру в один день – 12 июля (29 июня – по старому стилю) почитаются и восточной, и западной христианской Церковью как символы непреходящего, вневременного подвига веры и служения.
Дорогие посетители, любители искусства, Орловский музей изобразительных искусств поздравляет вас с Днём России, от всей души желает крепкого здоровья, мира и благополучия, новых свершений в работе на благо Орловской земли и всей России!
12 и 13 июня 2021 года музей открыт для посещения, 14 июня - в музее выходной! Приносим свои извинения за доставленные неудобства!
ОБРАЗ СВЯТОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
Году Александра Невского в России посвящается
В истории и культуре нашего Отечества имя Александра Невского всегда являлось образцом воинской и гражданской доблести. Его земная жизнь свидетельствует о редкости и непреходящей ценности нравственности в политике, в которой князь Александр смог создать наиболее оптимальную для своего времени модель взаимоотношений Руси с Востоком и Западом. (На фото фрагмент миниатюры Александр Ярославич Невский. Из лицевого летописного свода Ивана Грозного, именуемого Царь-книга).
Ведущие русские историки Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров и С.М.Соловьев высоко ценили его как государственного деятеля и личность. Соловьев признавал его «самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». Советские историки закрепили ставшую традиционной трактовку деятельности Александра Невского в исторический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Князь Александр, не потерпевший поражения ни в одной из битв, проявил себя как талантливый полководец и дипломат, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, чем предотвратил несколько губительных походов монголо-татар на Русь.
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском. Датой рождения Александра Ярославовича Невского считается 30 мая 1220 года (по другим данным – в 1221-го). Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава (старший, Федор, умер в отрочестве). Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича. Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. (На фото вид на кремль Переславля-Залесского).
Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал святитель Симон, епископ Суздальский, благословивший его на ратное служение русской земле и Церкви.
В 1227 году, по призыву новгородцами князя Ярослава, вместе с отцом Александр впервые приехал в Новгород, где в 1236-м он был уже посажен княжить самостоятельно. В 1239 году князь Александр женился на полоцкой княжне Брячиславе (в крещении Александре). (На фото Новгородский Кремль с видом на собор Святой Софии).
В этот тяжёлый период истории с востока на Русь наступали монгольские орды, с запада двигались войска германских рыцарей-крестоносцев, с благословения Римского папы именовавшиеся носителями Креста Господня. Воспользовавшись ослаблением Руси нашествием Батыя, первыми в неё вторглись шведы.
В 1240 году на кораблях, с огромным войском к Неве подошёл зять «Короля римской веры из Полуночной страны», Швеции, ярл (князь) Биргер. Целью вторжения, вероятно, было установление контроля над устьем Невы и городом Ладогой, то есть захват важнейшей части торгового пути из варяг в греки, находившейся во владении Новгорода более ста лет. К 20-летнему новгородскому князю Александру Биргер послал гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, — я уже здесь и пленяю твою землю». Святой князь долго молился в храме Святой Софии, а выйдя, обратился к дружине словами Писания: «Не в силе Бог, а в правде».
15 июля 1240 года на реке Неве состоялось сражение между Новгородской республикой и карелами против объединённой армии шведов, норвежцев, финнов и тавастийцев. Александр с небольшой дружиной, не мог ждать подмоги от отца, ещё не знавшего о нападении врага.
Накануне битвы явилось благое предзнаменование, ставшее темой большого полотна, представленного в постоянной экспозиции Орловского музея изобразительных искусств. (На фото фрагмент картины Е.Д.Поленовой /1850-1898. Видение князей Бориса и Глеба воину Пельгусию. /1890-е. Масло, холст. ОМИИ).
На картине Елены Дмитриевны Поленовой 1890-х годов «Видение князей Бориса и Глеба воину Пельгусию» стоящий в дозоре ижорец, в крещении Филипп, увидел на рассвете ладью с плывущими на ней мучениками Борисом и Глебом – первыми русскими святыми – в багряных одеждах. Один из них сказал другому: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». По извещении о чудесном явлении, святой князь, никому не говоря о нем, ободрённый повёл войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьём». За эту победу на реке Неве, народ именовал святого Александра Невским.
Не менее славной была победа в битве с немецкими рыцарями Тевтонского ордена весной 1242 года. Перед войском 22-летнего князя Александра грозный враг обратился в бегство прямо по льду… Современники осознавали историческое значение Ледового побоища: имя святого Александра славилось «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».
Западные пределы Руси были надёжно ограждены, настало время оградить её с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду, где в обращении с татарами требовались «кротость голубя и мудрость змеи», и князь проявил себя уже не как воин, а как выдающийся дипломат. Последняя поездка Александра Невского в Орду в 1262 году положила начало Золотой Орде как самостоятельному государству, ставшему своеобразным заслоном для Руси с Востока. Соединение русских и татарских земель и народов стало залогом будущего многонационального Российского государства. (На фото Рождество-Богородицкий монастырь г.Владимира, место кончины князя Александра).
Однако на обратном пути из Орды святой князь смертельно занемог и, не доехав до Владимира, в монастыре Городца, скончался 14 ноября 1263 года, успев принять иноческую схиму с именем Алексий. Митрополит Кирилл, его духовный отец, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Девять дней несли тело князя во Владимир, и оно оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда митрополит собирался вложить в руку усопшего разрешительную молитву, святой князь сам протянул руку и взял грамоту.
Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Рака с мощами святого князя находилась во владимирском храме Рождества Богородицы до 1724 года до специального указа Петра I об их перенесении в С.-Петербург.
Уже с XIV века к Александру Невскому обращаются накануне сражений, как к святому покровителю русского воинства. Известно чудо явления князя Александра в канун Куликовской битвы, в ночь на 8 сентября 1380 года. Пономарю владимирской церкви Рождества Богородицы было явлено, как святой князь Александр Ярославич восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей Александра Невского, которые спустя 117 лет «пребывания в земле» святые мощи были обретены нетленными. В связи с этим вышло повеление митрополита Московского Киприана впредь называть Александра Невского «блаженным», ему было установлено церковное празднование, написаны канон и первые иконы. (На фото фрагменты Шитой пелены с образом св. Александра Невского в постриге с именем Алексий. /XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник).
Подъём почитания святого князя произошёл при Петре I, который в 1710 году приказал воздвигнуть на предполагаемом месте победы новгородской дружины над отрядом шведов в 1240-м монастырь во имя Александра Невского и перенести мощи князя в новую столицу. (На фото Въездные ворота Александро-Невской лавры, Санкт-Петербург). Петр желал увязать собственную победу над шведами с триумфом князя Александра в Невской битве. В 1724 году Петр, уже первый русский император, запретил изображать Александра Невского в монашеском образе и схиме, но только «в ризах великого князя». Петр лично внёс его мощи, доставленные из Владимира по воде, в Благовещенскую церковь Александро-Невской обители. С этого времени святой князь почитался как небесный покровитель Российской империи и её новой столицы, а также как великий предок царской семьи.
Связав имя Александра Невского с подписанием важнейшего для России мирного договора со шведами, государь придал почитанию князя государственный и политический характер. Уже после смерти Петра I, выполняя волю покойного супруга, Екатерина I учредила в 1725 году орден Александра Невского, ставший одной из высших наград в России. А в 1750 году, по велению Елизаветы Петровны, была изготовлена серебряная гробница для мощей святого князя, весом в 90 пудов (1,5 тонны). Ныне рака Александра Невского хранится в Эрмитаже, как единственное в мире монументальное сооружение из высокопробного серебра.(На фото Рака Александра Невского в интерьере Концертного зала Эрмитажа. /Г.-Х. Грот, Я. Штелин, руководитель работ – Иван Шлаттер. 1746 – 1751. Серебро, дерево, литье, чеканка).
12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города, несмотря на сопротивление церковнослужителей и верующих, вскрыли раку. (На фото Св.-Троицкий собор Александро-Невской лавры, в котором покоятся мощи св. Александра Невского). Вскрытие мощей провели публично. Серебряную гробницу разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец. Мощи святого были выставлены на всеобщее обозрение, конфискованы и позже помещены в Музей истории религии и атеизма.
В годы Великой Отечественной войны художник Павел Корин создал величественный триптих, посвященный Александру Невскому. Три части картины объединены основной сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. (На фото фрагмент триптиха П.Д. Корина. Александр Невский. Триптих. /1942 – 1943. Государственная Третьяковская галерея). На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра. В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа. На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 году.
В фондах Орловского музея изобразительных искусств хранится небольшая икона святого благоверного великого князя Александра Невского, написанная в конце XIX – начале XX века.(На фото Икона святого великого князя Александра Невского. /Конец XIX – начало ХХ века. ОМИИ). Князь изображен на переднем плане в полный рост, в воинских доспехах, высоких черных сапогах с золотистым орнаментом на голенище и горностаевой мантии, с обнаженной головой. Правая рука его обращена к сердцу, опущенной левой он касается стола, на котором стоит шлемовидная шапка ерихонка с крестом. Нимб обозначен сдвоенной линией темно-оливкового цвета. Ладонь и пальцы левой руки небрежно прописаны красно-коричневыми линиями, фактура кольчуги передана эскизными мазками. Фон – зеленовато-пепельный, с высветлением к правому верхнему углу. На скатерти с золотистой бахромой помещён крупный элемент восточного орнамента.
В истории России стала традиционной трактовка деятельности Александра Невского в период, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Князь Александр, не потерпевший поражения ни в одной из битв, проявил себя как талантливый полководец и дипломат, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, чем предотвратил несколько вражеских походов на Отечество. (На фото Станция метро «Площадь Александра Невского», Санкт-Петербург. Создана в 1967 году. Первоначально торцевую стену станции украшала композиция «Александр Невский» работы скульпторов Э.Р. Озоль, И.Н. Костюхина и В.С.Новикова. В выполненной из меди композиции на пятерых всадников дружины приходится четыре коня).
/В статье использованы фотографии и изображения из фондов ОМИИ и свободных источников/.
Из цикла видеолекций сотрудников БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств».
Орловский музей изобразительных искусств представляет онлайн-мероприятия «Больше чем музей», в рамках Всероссийской акции Ночь музеев, посвящённой Международному дню музеев (18 мая).
Первой из недавно отреставрированных графических произведений презентуем акварель итальянского мастера 19 века Акилле Вианелли «Внутренний вид храма Св. Николая в Бари».
Эта работа поступила в наши фонды в 1957 году из Орловского краеведческого музея и, вероятно, происходит из какого-либо национализированного после 1917 года орловского дворянского собрания.
Старший научный сотрудник БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств» Татьяна Анатольевна Тимашева.
Изображения и фотографии из фотоархива ОМИИ и свободных источников.
Источник аудиофайла: https://drive.gybka.com/song/131428188/Seattle_Mandolin_Orchestra_-_Slow_Waltz/
Страница 8 из 21