Словосочетания: «сквер Гуртьева», «улица Гуртьева», «памятник Гуртьеву», - давно стали привычными для орловчан; особенно часто их слышат и произносят жители Советского района.

1. Б.Ф Лоренцов (1908-1976). «Портрет Л.Н. Гуртьева (1891-1943)». 1945 г. Бронза, мрамор. Орловский музей изобразительных искусств.

Это и дарующий глоток свежего воздуха и отдохновение среди городской суеты тенистый скверик, разбитый на месте, существовавшего до 1917 г. просторного плаца Бахтина кадетского корпуса, это и небольшая тихая улочка, идущая обок его.

Это, наконец, величественная бронзовая фигура военачальника на высоком пьедестале из красного гранита в центре сквера, созданная в 1954 г. знаменитым скульптором, Народным художником СССР, Евгением Викторовичем Вучетичем (1908-1974), автором всемирно известных произведений: монумента «Воину-освободителю» в ансамбле воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (открыт 8 мая 1949 г.), грандиозной статуи «Родина-мать зовет!» в мемориальном памятнике-ансамбле героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (сооружен в 1958-1967 гг.), аллегорической скульптуры «Перекуем мечи на орала» (установленной в 1957 г.) перед зданием ООН в Нью-Йорке.

2. Скульптор Е.В. Вучетич (1908-1974), архитектор Я.Б. Белопольский (1916-1993). Памятник Л.Н. Гуртьеву в Орле. 1954 г. Бронза, гранит.

Не столь далеко отсюда, на Воинском участке старинного Троицкого кладбища, похоронен сам генерал-лейтенант, героически погибший при освобождении нашего города.

А в одном из ближайших кварталов, на Октябрьской улице, в Музее изобразительных искусств, хранится портретный бюст прославленного комдива.

Можно снова и снова вспоминать об этом удивительном человеке, прожившем недлинную, но необычайно насыщенную различными событиями исвершениями жизнь. Отметим лишь некоторые важнейшие факты его биографии.

Леонтий Николаевич Гуртьев родился 1 (13) июля 1891 г. в большой многодетной русской дворянской семье, в азербайджанском городе Шемаха Шемахинского уезда Бакинской губернии (У Леонтия Николаевича было девять братьев и сестер. Дворянство его дед получил за военные заслуги). В 1900 г. семья Гуртьевых переехала в литовский городок Паневежис Ковенской губернии.

3. Л.Н. Гуртьев (1891-1943). Фото.

По окончании реального училища, Леонтий поступил в Харьковский технологический институт, вскоре перевелся в Петербургский политехнический институт, который не смог завершить из-за участия в рабочей демонстрации, за которым последовал арест и заключение на три месяца в Петропавловскую крепость. После освобождения, в октябре 1914 г., его мобилизовали в армию. Он был зачислен вольноопределяющимся, отправлен на фронт, затем на учёбу, и снова на фронт. Три года провел в нескольких австро-венгерских лагерях военнопленных. Во время начавшейся в Венгрии в 1918 г. революции смог вернуться на родину.

Через некоторое время, в июне 1919 г., его призвали на службу в Красную Армию. С этого времени началась его профессиональная военная деятельность: Дон, Северный Кавказ, Поволжский и Московский военный округ; служба, учеба, снова служба.

Вызывавшего большое уважение, храброго, находчивого и опытного офицера, прошедшего Гражданскую войну, в апреле 1936 г., в звании майора, направили в Омск и назначили на должность начальника учебного отдела Объединенной военной школы им. М.В. Фрунзе, с 1937 г. переименованной в Омское военно-пехотное училище им. М.В. Фрунзе. В августе 1939 г. Леонтий Николаевич стал начальником училища, в том же году занявшего первое место среди пехотных училищ Красной Армии.

Весной 1942 г. на базе Омского училища ему поручили сформировать 308-ю стрелковую дивизию. В течение лета шла ее интенсивная боевая подготовка. Гуртьев был требователен и строг к учебе, поясная, что нужно уметь стойко и мужественно переносить все тяготы военной службы, и серьезная закалка необходима, потому что в военных условиях, в бою, будет намного тяжелее...

Под его командованием дивизия самоотверженно сражалась в Сталинградской битве. За месяц боев на самом сложном участке обороны, осенью 1942 г., когда выстоять было особенно трудно, воины дивизии отбили 117 атак, уничтожили 21 тысячу гитлеровских солдат и офицеров, 143 танка, около 100 артиллерийских и минометных батарей, 37 противотанковых орудий, несколько самолетов, 41 тяжелый пулемет, 53 автомашины с войсками и грузами. В донесении от 27 октября 1942 г. Гуртьев написал: "Части дрались героически и честно отдавали свою жизнь за Родину".

Командование высоко оценило боевые действия дивизии. За оборону Сталинграда 7 декабря 1942 г. Гуртьеву было присвоено воинское звание генерал-майора, он был награждён орденом Красного Знамени. Звания Краснознаменной удостоилась и его сибирская дивизия.

Своего командира солдаты и офицеры очень любили, как человека исключительной честности, справедливого и преданного своему делу, как внимательного и чуткого отца, заботящегося об их физической форме, боевом духе и обо всем необходимом, чтобы сделать из них стойких, мужественных и упорных бойцов.

В сочиненной по пути в Сталинград дивизионной песне есть строки:

«В тяжелое время, в годину лихую,

С оружием встали мы в строй.

Товарищ, Отчизну свою дорогую

В боях отстоим мы с тобой...

Идем мы на бой из далекого края,

Сибири советской сыны,

Победно пройдет наша часть боевая

По грозному полю войны!»

Эти слова, действительно, героически воплотились в жизнь и самим командиром, и воинами дивизии Гуртьева, которых он в трудные минуты воодушевлял своим бесстрашием, энергией и энтузиазмом и не раз водил в атаку.

В мае 1943 г. 308-ю стрелковой дивизию перевели в 3-армию Брянского фронта. За контрнаступление на Курской дуге 26 июля 1943 г. Гуртьев был представлен ко второму ордену «Боевого Красного Знамени». В Наградном листе отмечалось: «308 Стрелковая дивизия была введена в бой после прорыва сильно укрепленной оборонительной полосы противника. Генерал-майор ГУРТЬЕВ умело организовал управление и взаимодействие частей дивизии...

За период с 14 по 24 июля с/г частями дивизии освобождены 23 населенных пункта, взято в плен 185 и уничтожено 2700 солдат и офицеровав противника. Захвачено 28 орудий, 9 минометов, 23 пулемета, 20 складов с боеприпасами, продовольствием и другим военным имуществом».

3 августа 1943 г. на передовой наблюдательный пункт дивизии, расположенный в 8 километрах к северу от Орла, неожиданно прибыл на автомобиле командующий фронтом генерал-лейтенант Александр Васильевич Горбатов (1891-1973).

Это не осталось незамеченным противником. Начался минометный обстрел. Гуртьев попросил командарма поскорее спуститься в окоп. В то же мгновение над их головами послышался свист летящей мины. Комдив быстро втолкнул Горбатова в окоп, прикрыв его своим телом...

Не имевший за свою долгую военную службу ни одной контузии и ранения, 52-летний генерал-майор Гуртьев, молниеносно оценивший опасную ситуацию, самоотверженно отдал жизнь за своего командира, генерал-лейтенанта Горбатова, и почти мгновенно умер на его плече от осколков разрывающегося снаряда...

Это была тяжелая и очень горькая весть. И не только для его дивизиии и родных. Для всего командования, всей армии, для всех, кто его знал...

4. И.Л. Гуртьев (1921-1945). Фото.

Сыновья героя, Леонтий и Игорь, - тоже военные, находились в это время на службе в армии. Игорь Леонтьевич (род. 1921 г.) был офицером железнодорожных войск. После гибели отца попросил командование перевести его в 308-ю стрелковую дивизию. Был направлен туда после краткосрочной подготовки и назначен в оперативный отдел. Не раз проявлял мужество и отвагу. Удостоен звания кавалера Ордена Отечественной войны I степени (7 декабря 1944 г.) и Ордена Красного Знамени (19 февраля 1945 г.). Большую часть времени находился на передовой, доставлял важные сведения о передислокациях врага. 16 марта 1945 г., во время выполнения ответственного боевого задания в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом, получил смертельное ранение и умер на руках своих боевых товарищей. Был похоронен в деревне Хеонвальде. Впоследствии прах гвардии капитана перенесли на Военное советское кладбище в польском городе Бранево в Варминьско-Мазурском воеводстве, недалеко от границы с Калининградской областью (В этом крупнейшем некрополе советских воинов в Европе находятся захоронения 31 365 человек).

Леонтий Леонтьевич Гуртьев (1915-1990) дожил до Победы. После войны приезжал в Орел, на могилу отца.

Самому же генерал-майору Леонтию Николаевичу Гуртьеву «За образцовое выполнение боевых задач Командования на фронте по борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» 27 августа 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В сообщении Наркомата обороны СССР говорилось, что на боевом посту погиб выдающийся командир Советской Армии.

Доблестного командира похоронили после освобождения нашего города, 7 августа 1943 г. Его родная 308-я стрелковая дивизия, героически сражавшаяся за Орел, продолжила свой славный боевой путь. Вскоре она была преобразована в 120-ю гвардейская дивизию, особо отличилась в крупномасштабной Белорусской наступательной операции "Багратион" и с победой дошла до Берлина. Имя своего любимого командира гуртьевцы начертали на стенах Рейхстага. Они говорили, что генерал Гуртьев оставался с ними в строю, когда они брали Орел, и он дошел с ними до Эльбы.

Фронтовые дороги привели в Берлин и скульптора Бориса Федоровича Лоренцова (1908-1976). Возможно, в поверженной гитлеровской столице он встречался со своими сибирскими земляками - бойцами гуртьевской дивизии.

5. Б. Ф. Лоренцов (1908-1976). Фото.

Он родился в Омске. Художественное образование получил в 1924-1927 гг. в Уральском художественно-промышленном техникуме и в 1927-1931 гг. в Высшем художественно-техническом институте - Институте пролетарского изобразительного искусства в Ленинграде (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина). В городе на Неве искусству монументальной и декоративной скульптуры обучался у известных мастеров, среди которых был и Александр Терентьевич Матвеев (1878-1960), увлекший его малой фарфоровой пластикой. Практику на Государственном фарфоровом заводе Лоренцов проходил в скульптурный мастерской под руководством Натаьи Яковлевны Данько (1892-1942), автора многочисленных, очень популярных декоративных произведений из фарфора.

По завершении учебы, почти все предвоенное десятилетие он работал художником-скульптором на заводе «Красный треугольник», выпускавшем резиновые изделия, в том числе и маловыразительные детские игрушки.

Талантливый молодой художник стал создавать новые модели игрушек, отличавшиеся хорошим вкусом и, действительно, интересные детям. Среди них был замечательный набор цирковых клоунов с очень любимыми тогда Патом и Паташоном. Затем он изготовил большую серию мастер-моделей для создания резиновых фигурок красноармейцев, бойцов и командиров разных родов войск. К сожалению, этот замысел остался не реализованным, было произведено всего четыре типа таких «солдатиков».

Работал он и в фарфоре. На Государственном фарфоровом заводе было выпущено несколько созданных им фигурок; в их числе ставшие популярными «Летчик» и «Танкист». В 1940 г. его приняли в Союз художников СССР.

С лета 1941 г. Лоренцов воевал на Ленинградском фронте. Был начальником авиационной маскировочной службы. 22 декабря 1942 г. награжден медалью «За оборону Ленинграда», 29 апреля 1944 г. - Орденом Красной Звезды.

В Наградном листе Ордена Красной Звезды отмечалось, что как художник, он умело применял свой опыт на практике, в условиях военного времени, с максимальным использованием подручных материалов для маскировки аэродромов и материальной части. Разработал оригинальные зимние и летние маскировочные конструкции и изобрел макеты самолетов. «Под его непосредственным руководством проведены маскировочные работы на 38 аэродромах и оборудовано 17 ложных аэродромов... Благодаря хорошей маскировке, налетов противника на действующие аэродромы не было, а подвергались налетам и бомбардировкам только ложные аэродромы...»

Среди наград Бориса Федоровича были и медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Еще в Берлине он начал работу над портретной галереей героев войны, которую продолжал создавать в течение всей своей жизни.

Одним из первых бюстов Героев Советского Союза им был выполнен «Портрет генерал-майора Л.Н. Гуртьева» (1945 г.).

Он прост по композиции и представляет собой бронзовое погрудное изображение комдива с легким разворотом торса и головы. На нем орднобортный генеральский китель со стоячим воротником, погонами и звездой Героя Советского Союза на левой стороне груди. Кубическое основание из полированного черного мрамора, с красивым рисунком белых и желтовато-коричневатых прожилок, хорошо сочетается с тоном металла и колористически обогащает портрет.

Бюст близок традиционным парадным портретам, но лишен малейшего намека на пафосность, романтическую приподнятость и внешнюю эмоциональность в трактовке модели.

Генерал имел простую внешность. На фронте черты его лица обострились и несли следы усталости, ведь он служил Родине честно и преданно, не жалея сил и своей жизни. На его плечах лежала огромнейшая ответственность за доверенное ему дело, за своих бойцов, которыми он максимально старался не рисковать.

6. Б.Ф. Лоренцов (1908-1976). "Портрет Л.Н. Гуртьева (1891-1943). 1945 г. Бронза, мрамор. Орловский музей изобразительных искусств.

Скульптор, вероятно, никогда не встречался с Леонтием Николаевичем в жизни и использовал для работы его фотографии военного времени. Для него очень важным было портретной сходство. Он пластически четко обозначил мешки под глазами генерала, складки на переносице и по сторонам рта, напряженные мышцы над сведенными густыми бровями с повисшими вниз волосками, и спокойно, но твердо сжатые губы.

В лице комдива читается внутренняя сосредоточенность и решимость. До последней минуты жизни он оставался человеком чести. Ощутимая в портрете нотка трагизма - это сожаление об оборвавшейся на середине войны жизни героя, о котором его подчиненные говорили: «Всю жизнь бы прожить с таким командиром!». Неровно-овальный волнообразный срез по низу бюста по правой стороне груди, имеет подобие небольшой выщербленности, - словно память о взрыве и смертельных осколках того снаряда...

На многих фотографиях Гуртьев изображен с круглой медалью с пятиконечной эмалевой звездой. Это юбилейная медаль «XX лет РККА», которой его наградили в 1938 г., как заслуженного участника Гражданской войны, прослужившего в рядах Красной Армии 20 лет. На портрете Лоренцова, задумавшего галерею портретов Героев Советского Союза, генерал представлен с самой главной и последней посмертной его фронтовой наградой - Звездой Героя... Из-за этого кажется, что он словно смотрит на нас из вечности.

Отливки бюста Л.Н. Гуртьева хранятся также на родине Лоренцова, в Музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля в Омске, сыгравшем важную роль в биографии комдива, и в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова в Санкт-Петербурге, в городе, где скульптор учился и работал, вернувшись на родину в 1947 г.

После демобилизации Борис Федорович создавал не только портреты героев войны, но и городские монументы, и жанровые композиции, и декоративную пластику. Работал и как живописец. Активно участвовал в различных выставках, особенно в связанных с темой Великой Отечественной войны. Можно спорить, что ему лучше удавалось. Но, наверное, к числу наиболее значимых его произведений смело можно причислить бюст Л.Н. Гуртьева.

Память об этом необыкновенном человеке увековечена не только в названиях улиц в двух городах на Иртыше и на Оке. Но и в мемориальной плите на Мамаевом кургане в Волгограде, и в имени одной из улиц в Первомайском районе Минска, многих мемориальных досках и скульптурных бюстах.

Но гораздо важнее, чтобы мы, собственным сердцем, чувствовали благодарность тем, кто завоевал нашу Великую Победу.

Для подготовки статьи использованы материалы Интернет-портала Память народа и другие открытые источники в Интернете.

В обширном наследии художника А. И. Курнакова число сохранившихся работ военного времени не велико, поэтому два имеющихся в филиале Орловского музея изобразительных искусств «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А. И. Курнакова» рисунка датированные 1945 годом, особенно ценны. Представляем презентацию – выставку, подготовленную научными сотрудниками филиала БУКОО ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника СССР А.И. Курнакова» И.Е. Барсуковой и Е.А. Гущиной

Техническая библиотека станции Орел совместно с активом молодежи Орловского железнодорожного узла выступила с инициативой проведения цикла «Поэтическое эхо войны». Предложение было горячо поддержано Советом ветеранов узла.

«Свои первые стихотворения цикла сотрудникам библиотеки с большим волнением довелось прочитать в атмосфере ярких патриотических картин А.И.Курнакова, народного художника СССР, академика Российской академии художеств, лауреата государственной премии им. И.Е.Репина, профессора Орловского государственного университета, ветерана Великой Отечественной войны. Андрей Ильич сам воевал в танковых войсках и долгие годы носил в себе память о нелегких военных годах. Его эпическое полотно - диорама «Начало прорыва обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме 12 июня 1943 года» - занимает центральное место в творческом наследии художника.

В Картинной галерее А.И.Курнакова, где экспонируются его наброски к будущей диораме, мы и обращаемся к военной поэзии…

Приближение 75-летней годовщины Великой Победы заставляет все чаще обращаться памятью в те нелегкие годы. Хочется отдать дань уважения всем участникам и героям тех боевых дней».

«Поэтическое эхо войны». Стихотворение И. Уткина «Машинист» читает председатель Совета ветеранов аппарата отделения, член Союза литераторов России Роза Каримовна Сидорова.

В этом году 28 декабря исполняется 105 лет со дня рождения известного орловского художника Георгия Васильевича Дышленко. Он родился в 1915 году, а ушел из жизни в 1994. Он был лучшим и ярким представителем своего поколения, которое сформировалось в нелегкие годы коллективизации, индустриализации, прошло закалку на фронтах Великой Отечественной войны, восстанавливало страну после военной разрухи. Судьба его похожа на судьбы многих советских людей, которые несмотря ни на что, максимально использовали свои таланты и возможности.

Георгий Васильевич родился в селе Ирмино Славяносербского уезда Екатеринославской губернии Российской империи (сейчас город в Луганской области) в семье деревенского кузнеца. Затем семья переехала в поселок при Новодеркульском конном заводе, Беловодского района Старобельского округа УССР, (сейчас посёлок в Луганской области), где выращивали племенных лошадей. Именно здесь была востребована профессия его отца. Среди бескрайних степей Донбасса, где паслись табуны лошадей, развилась наблюдательность будущего художника, любовь к природе и к прекрасным животным. Часто убегая в степь, он изображал лошадей на бумаге. Родители поощряли увлечение сына рисованием, поэтому не возражали, когда он выбрал профессию художника, поступив в 1934 году в Харьковское художественное училище, которое окончил в 1939 году. В этом же году он поступил на 1 курс Харьковского художественного института, но призыв в ряды Красной Армии, а затем Великая Отечественная война прервали учебу почти на 7 лет. Так художник стал воином. Как говорил сам художник, он прошел войну от звонка до звонка. Он участвовал в боях под Смоленском, в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, освобождал города Орел, Брянск, Венгрию, Австрию, Румынию, Чехословакию. Профессия художника, а именно: зоркий глаз, профессиональная зрительная память, умение ориентироваться на местности помогла ему стать отличным фоторазведчиком. За проявленный героизм при освобождении орловской земли гвардии старший сержант Георгий Васильевич Дышленко был удостоен ордена Красной Звезды.

В освобожденном Орле он встретил свою судьбу -  молодую учительницу «Елену Прекрасную», влюбился в ее голубые глаза и длинные белокурые косы. Она дала слово молодому воину ждать его, и до конца войны шли от нее письма на фронт. В 1945 году, демобилизовавшись, он возвращается в Орел, создает семью и вновь становится художником.  Продолжает учебу в Харьковском художественном институте. После его окончания в 1954 году, активно включается в художественную жизнь Орла вместе с другими молодыми художниками: В.А.Дудченко, А.И.Курнаковым, Л.И.Курнаковым, М.И.Лапшовым, которые пришли с войны и составили творческое ядро Орловской организации Союза художников. В 1959 году открывается художественно-графический факультет в Орловском государственном педагогическом институте, куда приглашают Г.В. Дышленко и А.И. Курнакова преподавателями. В 1960 году в соавторстве с братьями Курнаковыми создается диорама «Прорыв немецкой обороны у деревни Вяжи Новосильского района 5 августа 1943 года» для областного краеведческого музея. Успеху диорамы, которую причислили к значительным произведениям панорамного искусства 1960-х годов, способствовало и то, что ее создатели были участниками Великой Отечественной войны, а Дышленко непосредственно участвовал в боях под Орлом.  Художник прошедший огненные годы войны, не может не сказать об этом в своем творчестве. Поэтому тема войны сопровождала весь творческий путь Дышленко. Были созданы произведения «На Орловско-Курском направлении», 1973, «На ближних подступах к Орлу», «Орел в первые дни освобождения», «Лицо войны» (1983), триптих «Память», 1985.

 

В широкий творческий диапазон художника были включены тематические картины, натюрморты, пейзажи, портреты, посвященные еще одной очень глубокой и философской теме хлеба. Лучшей работой этого цикла является натюрморт – картина «Орловский хлеб», 1974.

Человек глубокой внутренней культуры, он хорошо знал и любил русскую классическую литературу. Многие циклы его картин посвящены литературным местам. К 150-летию со дня рождения И.С. Тургенева создан цикл пейзажей «По Тургеневским местам». Интерьер Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина украшают несколько десятков картин «По Пушкинским местам». Кстати, А.С.Пушкин - это особая любовь художника, он хорошо знал биографию и творчество поэта, и многие фрагменты из «Евгения Онегина» цитировал наизусть.

Его картины щедро отражают внутреннюю суть художника, его творческую и человеческую позицию. Как человек он был бесконечно отзывчивым, мягким, деликатным, очень скромным и взыскательным к себе и к своему творчеству.

Более 20 лет Г.В. Дышленко отдал педагогической деятельности на художественно-графическом факультете, пользуясь глубоким уважением и любовью среди студентов. Имея большой авторитет в коллективе художников, неоднократно избирался членом правления и председателем Орловского отделения творческого союза художников.

Большая часть картин из творческого наследия Георгия Васильевича Дышленко хранится в фондах Орловского музея изобразительных искусств. А также в Орловском областном краеведческом музее, в Орловском объединенном государственном литературном музее И.С Тургенева, в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина, в Орловском областном отделении Российского творческого союза работников культуры, в Мемориальной мастерской художника.

(Надпись на обороте фотографии: Участнику Великой Отечественной войны, гвардии старшему сержанту Дышленко Г.В., убывающему на фронт труда от боевых товарищей по оружию и командования Е.4. 54272 01 ноября 1945 года Румыния.)

Фотографии из семейного архива В.Г. Дышленко

Материал подготовлен ст. научным сотрудником БУКОО ОМИИ Т.И. Мазуркевич.)

Фото и их описание в видеопрезентации рассказывают о членах семьи Андрея Ильича Курнакова.

Подготовили материал научные сотрудники филиала БУКОО ОМИИ "Мемориальная мастерская народного художника СССР А.И. Курнакова" И.Е. Барсукова и Е.А. Гущина

 

Техническая библиотека станции Орел совместно с активом молодежи Орловского железнодорожного узла выступила с инициативой проведения цикла «Поэтическое эхо войны». Предложение было горячо поддержано Советом ветеранов узла.

«Свои первые стихотворения цикла сотрудникам библиотеки с большим волнением довелось прочитать в атмосфере ярких патриотических картин А.И.Курнакова, народного художника СССР, академика Российской академии художеств, лауреата государственной премии им. И.Е.Репина, профессора Орловского государственного университета, ветерана Великой Отечественной войны. Андрей Ильич сам воевал в танковых войсках и долгие годы носил в себе память о нелегких военных годах. Его эпическое полотно - диорама «Начало прорыва обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме 12 июня 1943 года» - занимает центральное место в творческом наследии художника.

В Картинной галерее А.И.Курнакова, где экспонируются его наброски к будущей диораме, мы и обращаемся к военной поэзии…

Приближение 75-летней годовщины Великой Победы заставляет все чаще обращаться памятью в те нелегкие годы. Хочется отдать дань уважения всем участникам и героям тех боевых дней».

Филиал БУКОО "Орловский музей изобразительных искусств" Картинная галерея народного художника СССР А.И.Курнакова" г.Орел ул.Салтыкова-Щедрина, 3Б.

Отрывок из поэмы Р.Рождественского «Реквием» читает ведущий библиотекарь технической библиотеки ст.Орел И.А.Булгакова

Гость программы сотрудник Филиала БУКОО ОМИИ Мемориальная мастерская Ирина Евгеньевна Барсукова.

 

Картина, Шрейдера, происходящая из коллекции князей Куракиных, победила на конкурсе Общества поощрения художеств, в котором участвовал Архип Куинджи. Егор Егорович был близок передвижникам. В его частной студии в Харькове занимались знаменитые художники.

Рубрика МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ в рамках программы КУЛЬТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ на ПЕРВОМ ОБЛАСТНОМ КАНАЛЕ представляет произведения из фондовой коллекции Орловского музея изобразительных искусств. О картинах рассказывает корреспондент Алла Новоженина. Совместный проект БУКОО "Орловский музей изобразительных искусств" и АО "Первый областной телерадиовещательный канал". Материалы предоставлены БУКОО ОМИИ.

 

Картина «Ярило», созданная в 1910 году, является дипломной работой, а также редчайшим образцом стиля модерн в станковой живописи. Автор произведения, Евгений Михайлович Сотников (1877-1923), уроженец Орловской губернии.

Рубрика МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ в рамках программы КУЛЬТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ на ПЕРВОМ ОБЛАСТНОМ КАНАЛЕ представляет произведения из фондовой коллекции Орловского музея изобразительных искусств. О картинах рассказывает Алла Новоженина. Совместный проект БУКОО "Орловский музей изобразительных искусств" и АО "Первый областной телерадиовещательный канал". Материалы предоставлены БУКОО ОМИИ.

 


08.02.2020 г. Экскурсия и мастер-класс по выставке "Венецианский карнавал». Тема мастер-класса маска "Джокер". Куратор - зав. сектором Кореневская Виктория Юрьевна.