7Курнаков_Монголия.jpg5 лет со дня окончания Второй Мировой войны!

Какая замечательная дата! Как был бы счастлив Андрей Ильич Курнаков в этот день. Ведь и для него война закончилась именно 2 сентября 1945 года. Учитывая географию боевых действий, в которых принимал участие солдат А.И. Курнаков, его с полным правом можно назвать ветераном Второй Мировой войны.

В военной биографии художника есть страница, малоизвестная в истории Второй мировой войны. В августе 1941 года, по решению советского правительства, наши войска были введены на территорию Ирана, где они координировали свои наступательные действия с военными частями английской армии, для того, чтобы предотвратить создание фашистского плацдарма на южных рубежах СССР, отрезать все пути фашистской Германии к иранской нефти. Именно в этих военных операциях в Иране, где впервые начала реально действовать антигитлеровская коалиция, и принимал участие топограф А. Курнаков. 55 танковая бригада, в которой служил А.И. Курнаков, выполнив свою задачу в Иране, была возвращена на родину, в Крым, в район Керчи. С декабря 1941 г. в этом районе велись очень сложные оборонительные бои. К маю 1942 года части Красной армии под Керчью сражались в полном окружении. 55 танковая бригада потеряла в этих боях всю технику – танки, артиллерийские и минометные орудия, почти 100% численного состава убитыми, ранеными, взятыми в плен. В плену с 20 мая 1942 г. оказался и раненый сержант А. Курнаков.

Справка_ДВ.jpgИз Керчи красноармейцев перевезли в Николаев, и оттуда в теплушках отправили в Румынию, лагерь для военнопленных в районе местечка Галац. 2 года плена: грязные холодные бараки, голод, антисанитария, тяжелый бессмысленный, изнурительный труд. Там от голода и тяжелейшего труда Андрей Ильич начал терять зрение, после войны Курнакова без очков уже никто не видел, а для художника зрение – первый и самый главный инструмент. Андрей Ильич не любил рассказывать об этих годах, но как-то на вопрос журналиста сказал: «Ничего оскорбительнее ни до этого, ни после я в жизни не испытывал. Вообще много чего на войне о людях узнаешь… Там правду узнаешь. На войне нельзя притвориться другим, там каждый – такой, какой он есть на самом деле. Не то чтобы по схеме « или трус, или герой». Просто всё в человеке проявляется, всё, что есть, может быть, даже такое, о чём он и сам-то не знает». Главное тогда понял Андрей Ильич: человек обязан оставаться человеком в самых нечеловеческих условиях. Позднее, читая И.А. Бунина, Андрей Ильич обращает внимание на его фразу в дневнике от 1916 года: «Душевная и умственная тупость, слабость, литературное бесплодие… Смертельно устал…Должно быть, большую роль сыграла тут война – великое разочарование принесла она мне!». И оставляет свой комментарий на полях книги: «И мне тоже, а разве не все войны отвратительны?!!». Весной 1944г. Красная армия освободила Румынию. После проверки рядовой топограф Курнаков возвращается в состав действующей армии, в 230 армейский запасной стрелковый полк 53 армии 2 Украинского фронта. Далее трудный путь солдата лежал через Югославию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Польшу, Австрию. День Победы художник встретил в Чехословакии. Но даже на фронте Андрей Ильич не забывает, что он художник. У топографа бумага, карандаш, перо и тушь всегда под рукой. В архиве Андрея Ильича сохранились его фронтовые зарисовки – Аустерлиц. Май 1945г. Однако война на этом для него еще не была закончена. Вместе с частями 2 Украинского фронта он был отправлен на Дальний Восток для борьбы с японской агрессией, громил Квантунскую армию на территории Монголии. Единственная награда Андрея Ильича – медаль «За победу над фашисткой Германией». Он очень дорожил ею.

«Пазл Победы» –  федеральный проект обобщающий весь фото-контент мероприятий 2 и 3 сентября. Фотографии, размещенные в эти дни с #ДВПобеда, #ДальневосточнаяПобеда, #УрокиВтороймировой будут собраны в единую картину дня, отобразив таким образом вклад каждого в общую Победу.

На фото: 1. А. И. Курнаков (на снимке  из личного архива А.И. Курнакова надпись карандашом Монголия август 1945).

2.Снимок наградного документа - справки : "Благодарность за отличные боевые действия в боях с японцами на Дальнем Востоке".

 

 

 

img-2020-09-02-19-01-23.jpg2 сентября Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, а 3 сентября Советский союз праздновал Великую победу. В 2020 г. этот день объявлен днем воинской славы России - Днем окончания Второй мировой войны.


Мы должны помнить и чтить подвиг наших предков и их вклад в мирную жизнь современных государств.
Международный проект «Великое кино Великой страны» призван напомнить о цене Победы 1945 года, которую заплатили советские люди в годы Второй мировой войны. Проект способствует укреплению антивоенных настроений через эмоциональное присоединение к героям фильма «Судьба Человека».
2 сентября одновременно с картиной «Судьба человека» - Великое кино режиссера С.Бондарчука по одноимённому рассказу М.Шолохова, будет показана документальная лента С.Майорова, в которой прозвучат стихи поэтов, не вернувшихся с войны, в исполнении современных популярных артистов.

Механика:

·         организация кинопоказов во всех субъектах Российской Федерации на различных площадках: открытые кинотеатры, кинопаркинги и автокинотеатры, киносети, ДК, концертные сцены и пр.

Хештеги: #ВЕЛИКОЕКИНО; #ГОД2020; #ДВПОБЕДА.

 

 

 

 

Хохрин Валентин Петрович (1921-2002). Живописец. Участник Великой Отечественной войны (1941-1945). Он награжден орденом Отечественной войны II степени и боевыми медалями. Старший сержант, авиамеханик. Сражался в составе 109-го Рижского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия. Прошел боевой путь в ходе наступления Советской Армии в районе Калинина, Смоленска, Западной Белоруссии, Польши. В.В.Хохрин родился в деревне Микшонки Нагорского района Кировской области. Учился в Пермском художественном училище (1937-1941) и Костромском художественном училище (1947-1949). Был председателем Костромского Союза художников (1058-1962).

Его картина «В тылу врага» (1956-1957), экспонирующаяся на выставке «Память о войне», рассказывает о судьбе лётчика, сбитого врагом. В верхнем углу картины на заднем плане можно видеть сбитый самолёт. Здесь его находит мальчик и помогает советскому лётчику пробраться к партизанам.  Можно предположить, что такая история произошла с кем-то из боевых товарищей автора, или в основу легла слава о летчике-истребителе Алексее Маресьеве, которая и подвигла Валентина Петровича на создания этого полотна. Картина «В тылу врага» экспонировалось на Всесоюзной художественной выставке  в 1957 году. В 1958 году картину передали из Центрального выставочного зала Союза советских художников  в Орловскую картинную галерею.

В 1942 г. в воздушном бою был подбит самолет лейтенанта Алексея Маресьева. Летчик, получивший ранения ног, совершил вынужденную посадку на территории, занятой немецкими войсками. Очнувшись, он понимает, что у него сильно повреждены ноги. Оказавшись один в зимнем лесу в 50 км от расположения Красной Армии. Алексей Маресьев решает пробираться к своим. Каждый шаг даётся ему ценой неимоверных усилий. Когда ноги окончательно отказываются подчиняться ему, он ползёт на четвереньках, а когда не может больше ползти — перекатывается. 18 дней Маресьев пробирается по заснеженному лесу, пока случайно не оказывается обнаруженным жителями сожжённой эсэсовцами деревни Плавни, которые скрылись от расправы в лесу. Жители деревни некоторое время ухаживают за больным и находят способ переправить его на Большую Землю, откуда он был отправлен в госпиталь и перенес ампутацию обеих ног, после чего вновь отправился на фронт летчиком-истребителем. Впоследствии подвиг Алексея Маресьева стал основой сюжета "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого.

Летом 1943 года боевая слава об Алексее Маресьеве разнеслась по всей 15-ой воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты. Судьбоносная для лётчика встреча произошла в землянке под Орлом в августе 1943 года, когда репортёр «Правды» Борис Полевой записал его рассказ в тетрадь «Дневник полета 3-й эскадрильи». Спустя 3 года, после окончания войны, корреспондент вернулся к идее создания произведения о подвиге безногого лётчика. Не имея ни конспекта, ни плана, руководствуясь только репортёрскими записями, сделанными 3 года назад, он с нуля написал книгу за 19 дней. Летом 1946 года «Повесть о настоящем человеке» вышла в свет в журнале «Октябрь».

«Повесть о настоящем человеке» – советский художественный фильм режиссёра Александра Столпера, снятый по одноименной книге Бориса Полевого в 1948 году.

За участие в фильме ряд актёров фильма и оператор-постановщик были удостоены Сталинской премии в 1949 году. Главную роль летчика Алексея Мересьева сыграл популярный советский актер Павел Кадочников (1915-1988) - Народный артист СССР, Лауреат трех Сталинских премий, Герой Социалистического труда.

 

 

(Акция проходит с 29 августа 13:00 до 30 августа 03:00.)

мастерская фас С 17 июля 2020 года Филиал ОМИИ «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова» возобновляет свою работу, вы можете посетить постоянную экспозицию музея.

Режим работы музея: вторник - воскресенье 10:00-17:00.

Для того чтобы посетить музей (индивидуальный/групповой осмотр экспозиции или же в составе экскурсии), нужно не менее чем за сутки оставить заявку:

на нашем сайте музея https://www.orelmusizo.ru/, в разделе ИНФОРМАЦИЯ, пункт ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ

на странице Мемориальной мастерской Вконтакте в личном сообщении (https://vk.com/id292771949)

по телефону 76-29-03.

Звонки принимаются со среды по воскресенье. Время приема заявок по телефону с 10:00 до 16:30. Информируем вас, что за одно посещение на каждую экспозицию возможно обслуживание не более 3 человек, семейной группы не более 5 человек в связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции. Вход в здание осуществляется ТОЛЬКО В МАСКЕ. Каждые 2 часа проводится санобработка. При посещении посетители и сотрудники обязаны соблюдать дистанцию 1,5- 2 м, а также при входе в музей произвести бесконтактное измерение температуры.

Стоимость входных билетов:

20 руб. – дети до 18 лет;

30 руб. – студенты и пенсионеры;

50 руб. – взрослые.

Стоимость экскурсионного обслуживания: Групповые посещения (макс. 5 чел.):

Экскурсионная путёвка для детей 200р. + входной билет.

Экскурсионная путёвка для студентов/пенсионеров 300р. + входной билет.

Экскурсионная путёвка для взрослых 500р. + входной билет.

Семейная экскурсионная путёвка 250 руб. + входной билет.

На одно время сеанса принимаются заявки до 5 человек (постоянная экспозиция). Для семейных групп ограничения в виде соблюдения дистанции внутри группы не требуется.

 

Ждём Вас по адресу: ул. Салтыкова-Щедрина, д. 3а. Подробную информацию о работе Филиал ОМИИ «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова» вы можете узнать по телефону76-29-03, а также на официальном сайте https://orelmusizo.ru/ и странице мастерской в соцсети.

В галерее экспонируется коллекция произведений народного художника СССР, академика Российской Академии художеств, лауреата Премии им. И.Е. Репина, Почетного гражданина г. Орла, участника Великой Отечественной войны, профессора Орловского государственного университета Андрея Ильича Курнакова (1916-2010), включающая в себя работы, созданные за более чем шестидесятилетний период творческой деятельности, начиная с середины 40-х годов ХХ века по 2010 год.

Экспозиция галереи позволяет познакомиться со всеми жанрами, которые были подвластны художнику. В залах галереи представлены работы различной тематики, отражающие жизнь страны и судьбы людей во многих её проявлениях. Портреты и жанровые композиции, посвященные людям труда. Со многими героями этих произведений автор был знаком лично, и поэтому правда времени и характеров в них передана с большой силой и убедительностью. Такими же личностными характеристиками наполнены портреты известных орловских художников, писателей, артистов. В галерее находятся и многие лучшие пейзажные работы А. И. Курнакова. Отдельный блок составляют произведения, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Это подготовительные рисунки и живописные этюды к историческому монументальному полотну-диораме «Прорыв обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме 12 июля 1943 года», которое была создано к 40-летию освобождения города Орла. Сейчас оно экспонируется в военно-историческом музее.

Галерея находится в исторической части города в сердце, так называемого, «Литературного квартала», недалеко от ландшафтного парка «Дворянское гнездо».

Режим работы галереи: вторник - воскресенье 10:00-17:00.
Для того, чтобы посетить галерею (индивидуальный/групповой осмотр экспозиции или же в составе экскурсии), нужно не менее чем за сутки оставить заявку:

  • на сайте музея https://www.orelmusizo.ru/, в разделе ИНФОРМАЦИЯ, пункт ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ
  • странице филиала ВКонтакте (https://vk.com/gallery_kurnakova),
  • по телефону +7 (4862) 43-42-24,

Звонки принимаются со вторника по субботу. Время приема заявок по телефону с 12:00 до 12:30, 14:30 до 15:00 и с 16:45 до 17:00. Информируем вас, что за одно посещение возможно обслуживание не более 5 человек в связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции. Вход в здание осуществляется ТОЛЬКО В МАСКЕ. Каждые 2 часа проводится санобработка. При посещении посетители и сотрудники обязаны соблюдать дистанцию 1,5- 2 м, а также при входе в галерею произвести бесконтактное измерение температуры.

Время сеансов для посещения галереи:

  • 10:00 – 10:45 – сеанс
  • 11:00 – 11:45 – сеанс
  • 12:00 – 12:30 – санобработка
  • 12:45 – 13:30 – сеанс
  • 13:45 – 14:30 – сеанс
  • 14:30 – 15:00 – санобработка
  • 15:00 – 15:45 – сеанс
  • 16:00 – 16:45 – сеанс
  • 16:45 – 17:00 – санобработка

Стоимость входных билетов:

  • 20 руб. – дети до 18 лет;
  • 30 руб. – студенты и пенсионеры;
  • 50 руб. – взрослые.

Стоимость экскурсионного обслуживания: Групповые посещения (макс. 5 чел.):

  • Экскурсионная путёвка для детей 200р. + входной билет.
  • Экскурсионная путёвка для студентов/пенсионеров 300р. + входной билет.
  • Экскурсионная путёвка для взрослых 500р. + входной билет.
  • Семейная экскурсионная путёвка 250 руб. + входной билет.

Ждём Вас по адресу: ул. Салтыкова-Щедрина, д. 3б. Подробную информацию о работе филиала БУКОО ОМИИ «Картинная галерея Народного художника СССР А.И. Курнакова» вы можете узнать по телефону +7 (4862) 43-42-24, на сайте музея https://orelmusizo.ru/, а также на странице галереи ВКонтакте: //vk.com/gallery_kurnakova

 

Июль. Согласно одной из легенд, название этого месяца тесно связано с солнцеворотом. 


В былые времена летнее солнцестояние приходилось именно на июль. Не случайно в народе говорят, что июль – середина года и сердце лета, его макушка, вершина, перелом, вершинное лето. 


Первого июля, по народному поверью, в полдень солнце замедляет ход, а птица замирает. 


По народному календарю, 1июля – Макушка лета или Ярилин день.

 
Ярило – языческое божество солнца, плодородия, любви. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества. Атрибутом Ярило был солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях, любовь во всем живом. На Руси говорили: «Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется». Ярилу отождествляли с образом юного мужчины, пылкого, влюблённого жениха. Иногда, желая подчеркнуть его юность и красоту во время празднования, «Ярилой» наряжали девушку. Её сажали на белого коня, надевали венок из полевых цветов, давали в левую руку колосья, а в правую… символ смерти – изображение человеческой головы. Коня с «Ярилой» водили по полям, приговаривая: «Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!» Житом в разных местностях называли основную злаковую культуру: на юге – пшеницу, на севере – рожь и даже ячмень, так как от урожая этого зерна зависела жизнь. 


О широком почитании Ярило на Руси свидетельствовали «Ярилины» – народные празднества, которые справлялись вплоть до ХХ века. В этот народный праздник люди косили и сушили траву, устраивали ярмарки, гуляния, хороводы и состязания, на которых молодежь показывала свою силу и ловкость. Проводили обряд похорон Ярилы: с наступлением темноты зажигали огни, выносили соломенное чучело в поле или бросали его в воду.

 
В постоянной экспозиции Орловского музея изобразительных искусств представлено произведение Е. М. Сотникова «Ярило». Картина сразу привлекает к себе внимание, не только потому что является самой большой работой по формату, но и своим сюжетом. Её автор - уроженец Орловской губернии, переносит зрителя в атмосферу далекой старины. Полотно является редчайшим образцом стиля модерн в станковой живописи. Оно было создано в 1910 году и стало дипломной работой Евгения Михайловича Сотникова, за которую ему было присуждено звание художника. 


К сожалению произведения нашего земляка, практически не представлены в собраниях других музеев. Однако, в фондах Орловского музея изобразительных искусств находятся свыше 20 работ живописца, благодаря дару его дочери, Зои Евгеньевны Сотниковой (1901-1987), «чтобы произведения Евгения Михайловича Сотникова были на его родине». 


В статье использованы материалы из открытых источников, печатных и интернет изданий, а также статьи музейных архивов, каталогов и публикаций. На фото: студенты Орловского художественного училища на фоне картины Е. М. Сотникова «Ярило» (1910г.) в экспозиции музея, ставшие гостями интерактивного мероприятия «Народное искусство в традиционном костюме и фольклоре крестьян Орловского края кон. XIX- нач. XX вв.» (куратор: ст. научн. сотрудник И.И. Борисова), организованного Орловским музеем изобразительных искусств в рамках традиционной музейной практики ОХУ (июнь 2017 г.) 

 

Этот натюрморт яркий, свежий и радостный, как сам, очень много значивший для Народного художника СССР А. И. Курнакова месяц май, наполненный ароматом ландышей и сирени, букетами тюльпанов, ярким солнечным светом, памятью о Великой Победе, встречами ветеранов, открывающейся большей возможностью долгими часами самозабвенно работать на пленере.

О натюрморте рассказывает научный сотрудник филиала БУКОО ОМИИ «Картинная галерея Народного художника СССР А.И. Курнакова» И.В. Голубева.

 

 

Предлагаем совершить небольшую экскурсию по представленной в залах Орловского музея изобразительных искусств выставке цветных фотографий "ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ: ВЕНЕЦИЯ" в сопровождении фрагментов стихотворений современных отечественных поэтов. Проект «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» подготовлен Международной общественной организацией «Центр духовной культуры» (город Самара) и представляет мировое искусство и культуру.

Венеция вдохновляла и продолжает вдохновлять не только художников и литераторов. Она - одна из значимых музыкальных столиц Европы. Это не только оперная, классическая симфоническая, хоровая и камерно-вокальная музыка. И не только баркарола.

Предлагаем наполнить себя позитивной энергией и потанцевать под песню темпераментного Тото Кутуньо "C'est Venice". Она о любви, о Венеции и о том, что Венеция должна быть навсегда и она не умрёт никогда, как и любовь во всем мире! Пройдите по ссылке:

https://youtu.be/Rf9FJqX_qYE

Музыкальное сопровождение видеоэкскурсии: Mandolino Napoletano –  I' te vurria vasа

Из открытых источников по ссылке:

https://youtu.be/nZWMBdZJ444

2020г.

Мы завершаем цикл мероприятий «Три императора из собрания Орловского музея изобразительных искусств». В заключении поговорим о Николае I.

Николай Павлович Романов, будущий император Николай I, родился 25 июня (6 июля по н.ст.) 1796 года в Царском Селе. Он стал третьим сыном императора Павла I и императрицы Марии Федоровны (фото 1). Николай не был старшим сыном, ни даже вторым, и поэтому не претендовал на престол. Его готовили к военной карьере. Воспитанием Николая и его младшего брата Михаила занимался генерал Ламздорф. Домашнее образование заключалось в изучении экономики, истории, географии, юриспруденции, инженерного дела и фортификации. Особый упор делался на изучение иностранных языков: французского, немецкого и латыни. В детстве Николай овладел игрой на флейте и брал уроки рисования, и это знакомство с искусством позволило ему в будущем считаться ценителем оперы и балета. С семи лет Николай стал брать настоящие систематические уроки рисования два часа в неделю. Первым учителем стал живописец И.А. Акимов. В 1810 году у великого князя появился новый учитель рисования и живописи профессор В.К. Шебуев. В путешествиях по России и за границей будущий император продолжил учиться рисованию. Так в 1816 году произошло знакомство со знаменитым «баталистом» А.И. Зауервейдом, мастером по изображению военных сцен и особенно лошадей. Под руководством нового учителя Николай Павлович создал серию рисунков под условным названием «Лошади и всадники» (фото 2 и 3). В Государственном архиве Российской Федерации хранится 14 подобных рисунков, выполненных на бумаге пером и чернилами. Всадники изображены статично, отличаются лишь военными формами, зато животные полны грации, показаны в движении и различных позах, с характерными «очеловеченными» выражениями глаз. Николай I был великолепным наездником. Известно его теплое отношение к этим грациозным животным. После восшествия на престол по его приказу в Царском Селе возвели Пенсионную конюшню для лошадей-ветеранов, а рядом с ней со временем появилось кладбище для «пенсионеров», где была похоронена любимая лошадь императора – Флора.

В июле 1817 года состоялась свадьба Николая Павловича с принцессой Фридерикой Луизой Шарлоттой Вильгельминой Прусской (в православии Александра Федоровна). В браке родилось семеро детей, старшим из которых стал сын, Александр. В большей степени это предопределило дальнейшую судьбу самого Николая, так как у императора Александра I и их брата Константина не было сыновей, вследствие чего Александр I выбрал наследником престола Николая. На годы правления Николая I выпало много испытаний. Но мы не будем касаться политических и экономических сторон его правления.

Эпоха Николая I характеризуется выдающимися достижениями в области науки, литературы, искусства. В эти годы писали Пушкин и Лермонтов. В это же время появились лучшие произведения Гоголя. В царствование Николая I сложились или начали свою литературную деятельность многие крупнейшие русские писатели: Тургенев, Достоевский, Толстой, Гончаров и др. Живопись представлена творчеством Брюллова, Айвазовского, Иванова, Тропинина и др., музыка – Глинкой, Даргомыжским и др.

Сам император был большим ценителем и знатоком живописи, с большим азартом занимался коллекционированием. Коллекции нидерландского короля Виллема II, французского маршала Сульта, русского дипломата Д.П. Татищева, галереи Барбариго (знатный патрицианский дворянский род Венеции), шедевры которых украшают Государственный Эрмитаж, были приобретены по его приказанию. Будучи за границей, Николай I посещал мастерские художников, заказывал и покупал скульптуры как русских, так и иностранных мастеров. Рядом с Зимним дворцом по его приказу было сооружено прекрасное здание Нового Эрмитажа – общедоступного музея, оснащенного по последнему слову музейной техники. Первый художественный музей в России торжественно был открыт 5 февраля 1852 года. Без сомнения, это стало гордостью, детищем императора и большим вкладом в культуру нашей страны, ведь до этого момента коллекции императорской семьи были доступны лишь для избранных. Посетив незадолго до смерти «Музеум» и окинув своим «инспекторским» взглядом величественные залы, император заметил: «Да, это действительно прекрасно». В начале февраля 1855 года Николай I заболел гриппом, несмотря на недомогание, вышел на военный парад без верхней одежды… Скончался император 18 февраля (2 марта по н.ст.) 1855 года. Похоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

В Орловском музее изобразительных искусств находится живописная картина Николая Егоровича Сверчкова «Выезд Николая I из Петропавловской крепости» (фото 4), которая объединяет две страсти императора: живопись и любовь к лошадям. Произведение создано одним из лучших художников-анималистов того времени, который с 1840 года занимал место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности Сверчков создал целую галерею, представляющую породистых лошадей.

Данная работа поступила в 1921 году в Орловский историко-художественный музей из собрания М.А. Стаховича. На переднем плане картины бегущие лошади, везущие в санях императора Николая I. Кучер, устремив взор на лошадей, сосредоточенно правит вожжами. На голове императора каска с белым султаном из конского волоса, на передней части каски хорошо различим двуглавый орел, поверх одежды – пелерина с меховым воротником. На втором плане – Нева, Петропавловская крепость, постовой, провожающий взглядом императора. Небо затягивают свинцовые тучи, надвигающиеся со стороны Петропавловского собора. Эту картину можно увидеть в постоянной экспозиции Орловского музея изобразительных искусств в зале Академической живописи середины XIX века Русского искусства второй половины XIX века.

Материал подготовлен научным сотрудником ОМИИ Е.В. Сергиенко с использованием информации из открытых источников.

На фото:

  1. Портрет великого князя Николая Павловича. Миниатюра 1806. А. Рокштуль 1863
  2. Собственноручный рисунок великого князя Николая Павловича
  3. Собственноручный рисунок великого князя Николая Павловича
  4. Выезд Николая I из Петропавловской крепости - Н.Е. Сверчков (1817-1898). Последняя треть XIX века. Холст, масло. Орловский музей изобразительных искусств