10 лет назад, 5 января 2010 г., не стало замечательного русского пейзажиста, Народного художника России, Кима Николаевича Бритова. Три дня не дожил он до своего 85-летия и персональной юбилейной выставки, к которой деятельно готовился целый год, написав множество новых произведений. Этот великий труженик до конца жизни не расставался с кистью и за шесть десятилетий создал свыше трех тысяч картин и этюдов. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других музеях России, Кореи, США, Германии, частных отечественных и зарубежных собраниях.
Он родился 5 января 1925 г. во Владимирском крае, в небольшом текстильном городке Собинка; детские годы провел в Коврове, где отец возглавлял прядильно-ткацкую фабрику. В 1938 г. родителей арестовали как «врагов народа», и Ким с сестрой перебрался к старшему брату во Владимир. В 1943 г. он добровольцем ушёл на фронт; служил в артиллерийской разведке, был тяжело ранен; брал Берлин, участвовал во встрече на Эльбе. Его героизм отмечен боевой медалью «За Отвагу».
С войны вернулся инвалидом. Решил осуществить детскую мечту – стать художником; поступил во Мстёрскую художественно-промышленную школу, обогатившую его бесценными знаниями о старинной иконописи и народном искусстве. Но ему не довелось стать мастером мстёрской миниатюры: раненая рука не позволяла писать тонкими кисточками. Он оставил учебу и начал посещать во Владимире художественную студию при Доме народного творчества, выбрав путь художника-станковиста.
Его творческая жизнь началась в 1950-е гг.; она связана с зародившимся в те годы необычным новым явлением в отечественном искусстве, получившем название «владимирская школа живописи». Она объединила ряд талантливых самобытных пейзажистов-единомышленников, не вмещавшихся в рамки «соцреализма». Одним из ее основателей и идейных вдохновителей стал Ким Николаевич Бритов. Живопись «владимирцев» была непривычно декоративна, поражала упрощенной лубочностью, предельной яркостью цвета и вызывала ассоциации с творчеством импрессионистов и фовистов. Они предпочитали писать простые естественные природные мотивы, деревянные сельские домики, старинную архитектуру, храмы, монастыри. Их ругали критики, им даже грозило исключение из Союза художников. А зрители и коллекционеры оценивали их произведения совершенно иначе. И далеко не сразу пришло официальное признание и слава.
К.Н. Бритов был удостоен Золотой медали Академии художеств РФ, Золотой Пушкинской медали; стал первым Лауреатом премии И.И. Левитана (очень любимого им художника); был почетным гражданином города Владимира. Это подлинно народный, национальный русский живописец, понимавший душу русской природы, воспевавший мощь и красоту родной земли. Энергетика чистых звенящих красок, сочных удивительно живых, скульптурно-пастозных мазков, ясность композиционных построений, декоративная стилизация, доброта и жизнерадостность, отличающие его работы, пришлась по душе и многим в Орле, когда много лет назад здесь, в Картинной галерее (ныне Музей изобразительных искусств), проходила его персональная выставка. Тогда же пять произведений художника пополнили ее коллекцию. Сегодня представляем три из них.
Пейзажи Бритова очень эмоциональны и обладают редким свойством, от которого может перехватить дыхание – так захочется в них «присутствовать, погружаясь в происходящее в природе. Взбежать по протоптанной в роскошном снежном покрове дорожке на пригорок к крепким добротным уютным бревенчатым домикам, съехать вниз на лыжах, поваляться в снегу, слепить снежную бабу, поиграть в снежки, любоваться синью неба, переливами голубовато-фиолетовых, розоватых и золотистых рефлексов и теней на пронзительно белом снегу («В конце зимы». 1984). А когда всматриваешься в натурный этюд «Весенняя лужа» (1975), - кажется вдыхаешь свежий и влажный весенний воздух, наполненный новыми волнующими запахами; чувствуешь мягкое тепло робких солнечных лучей; слышишь шорох сползающего с крыши снега. Ким Николаевич любил писать русскую природу во все времена года, и в каждом из них в его работах она удивительно хороша. Но едва ли не больше всего завораживает «бритовская» осень с царственным великолепием сияющей золотой листвы на фоне небесной лазури («Осенний ветер». 1983).
Ким Николаевич был хорошо знаком с Народным художником СССР, Андреем Ильичем Курнаковым. Этим двум, страстно любящим Россию художникам-фронтовикам, просто суждено было подружится. В 1979 г. Андрей Ильич написал «Портрет Кима Бритова», ныне хранящийся Национальной галерее республике Коми, а в 1984 г., повторил его композиционно, включив в «Групповой портрет владимирских живописцев». Из жизни два мастера ушли почти одновременно. Андрея Ильича не стало 7 февраля того же 2010 года.
Память о замечательном владимирском художнике увековечена несколькими мемориальными досками; в его честь проводится Международный пленэр имени Кима Николаевича Бритова, завершающийся выставками. По стопам отца пошла и дочь мастера, - Наталья Кимовна Бритова; известный владимирский пейзажист, заслуженный художник России.
- «К. Н. Бритов. Фото.
- В конце зимы». 1984. Орловский музей изобразительных искусств.
- Весенняя лужа». Этюд. 1975 . Орловский музей изобразительных искусств.
- « Осенний ветер». 1983 . Орловский музей изобразительных искусств.
- К. Н. Бритов. Фото.
- А.И. Курнаков «Художник Ким Бритов». 1979 . Национальная галерея республики Коми.
«От Рождества до Крещения» (Святки)
13 января 2019 года в Орловском музее изобразительных искусств прошло мероприятие, посвященное времени между двумя большими православными праздниками, Рождество Христово и Крещение Господне, Святкам. Вниманию публики была представлена программа, включающая в себя две части. Тема первой (лекционной) части программы – история иконописи, на примере иконы «Крещение» (представлена в постоянной экспозиции музея в зале Древнерусского искусства). Святки – это самый веселый и шумный зимний праздник, который длится почти две недели. Рождественские Святки с их самобытностью были и есть источник вдохновения для многих живописцев. Публике были продемонстрированы изображения картин художников разных эпох, которые обращались в своем творчестве к Святкам, среди них Сычков Ф.В., Коровин К.А., Маковский К.Е., Брюллов К.П., Кипренский О.А., Кваша О. (Ф.В. Сычков «Подружки» (находится в собрании ОМИИ), «Христославы»; К.А. Коровин «Святочные гулянья»; К.Е. Маковский «Святочные гадания»; К.П. Брюллов «Гадающая Светлана»; О.А. Кипренский «Святки»; О. Кваша «Колядки»). А также посетители познакомились с историей праздников (Рождественский Сочельник, Рождество Христово, Васильев вечер (Старый Новый год), Крещенский Сочельник, Крещение Господне), с традициями и обрядами, приметами и поверьями, связанными с этими днями, существовавших во времена Руси языческой, которые потом плавно перешли в Русь православную, тем самым тесно связав языческие верования и православные традиции. Вторая часть мероприятия состояла из выступления фольклорного клуба «Вечёрки в Орле», руководитель Е.Е. Серебренникова. Были исполнены русские народные песни, частушки, колядки, танцы, гадания, которые издревле исполнялись во время Святок.
Куратор мероприятия – научный сотрудник ОМИИ, Сергиенко Елена Валерьевна.
6 июня 2018 года в Орловском музее изобразительных искусств для детей летнего лагеря «Тимуровцы» состоялось мероприятие « Чудное мгновенье...", посвященное дню рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Произведение выдающегося русского художника, основателя и участника передвижнического движения Г.Г. Мясоедова «Адам Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует среди русских писателей» (1904-1906), представленное в постоянной экспозиции музея стало одним из тематических пунктов в мероприятии, поскольку на полотне изображено значимое событие не только в жизни Пушкина, но и являющееся историческим событием в отечественной культуре. Также каждый участник попробовал создать зарисовку в Пушкинском стиле - одним росчерком пера на полях страницы с поэзией Александра Сергеевича. Мероприятие провела научный сотрудник Полина Андреевна Загибалова и заведующий Картинной галереи Народного художника СССР А.И.Курнакова Иван Николаевич Булохов.
На базе Картинной галереи Народного художника СССР А.И.Курнакова прошла внеплановая, закрытая, интерактивная программа для детей «Мир глазами детей», посвящённая Дню защиты детей. За весь период занятий в галерее знакомство ребят с жизнью и творчеством нашего выдающегося земляка Андрея Ильича Курнакова не прошло бесследно. В своих работах они раскрыли краски природы через восприятие окружающей среды. И сейчас летом с новыми силами в своих будущих работах, особенно изображая природу, с лёгкостью воплотят колорит всех времён года! Желаем ребятам успехов в творчестве!
И снова за вдохновением в музей!...
8 июня для студентов архитекторов Орловского государственного аграрного университета имени Н. В. Парахина состоялось мероприятие. Первая часть проходила в музее, где важно было обозначить понимание разницы между академической постановочной учебной работой в аудитории и пластическим пленэрным натюрмортом летней практики. И, чтобы представить эту тему в достаточной мере, мы обратились к творчеству орловского художника. Г. В. Дышленко(1915—1994). Он известен, как художник который обращался в своём творчестве к разным жанрам. В искусстве, отразивший темы истории и современности. И конечно известен как мастер натюрморта. В ОМИИ сложилась целая коллекция произведений с изображением натюрморта. В творчестве Георгия Васильевича кроме тематических картин, посвящённых теме орловского хлеба, орловского гостеприимства и быта, тематических постановок - это живописные полотна и этюды, где художник с трепетом и любовью изображает букеты цветов, натюрморты с фруктами, дачный быт, атмосферу летней поры. Старший научный сотрудник музея Т.И. Мазуркевич не только заведует отделом советского искусства, но и является ученицей Дышленко. Татьяна Ивановна на мероприятии познакомила студентов с творческим наследием мастера, его биографией и особенностью педагогической работы Дышленко со студентами.
Далее мы отправились в мемориальную мастерскую Г. В. Дышленко, в которой познакомились с Виктором Дышленко (сыном художника), хранящим традиции художественного наследия и память об отце. Увидели обстановку творческой мастерской выдающегося живописца, а также участникам была предоставлена возможность написать этюд натюрморта, цветы в вазе. О сути работы с натюрмортом, технических возможностях акварели рассказала зав. сектором ОМИИ В. Ю. Кореневская. Подобная встреча у нас состоялась в прошлом году. Мы благодарны Виктору Георгиевичу Дышленко за гостеприимство, помощь в организации и проведении мероприятия!
«Ночь музеев 2018»
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств.
г. Орел, ул. Октябрьская, 29.
Продолжительность: 19 мая с 18:00 до 23:00
Программа:
18:00-19:30 мероприятие «Шедевры из запасников».
19:30-20:30 концертная программа «Очарование романса».
исполнитель Светлана Золотухина
концертмейстер Валентина Марушкина
20:30-21:15 экскурсия по постоянной экспозиции музея «Русское и зарубежное искусство 17-19 веков».
21:15-22:00 экскурсия по выставке из фондов музея «Мир детства в русском искусства ХХ века» живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство
Орловский музей изобразительных искусств представит зрителю произведение выдающегося русского художника рубежа XIX-ХХ веков Михаила Шемякина. Портрет, который долгое время оставался безымянным. Полотно, где изображена в сценическом костюме всемирно известная балерина Тамара Карсавина, солировавшая в Мариинском театре, входившая в состав Русского балета Дягилева и часто танцевавшая в паре с Вацлавом Нижинским. Дебют Карсавиной в главной роли состоялся в балете великого балетмейстера Мариуса Петипа, чьё 200-летие во всём мире отмечается в этом году. Во время мероприятия посетители познакомятся с произведениями музейной коллекции, познакомятся с творчеством художника, а также узнают о жизни и творческом пути балерины.
Далее вечер продолжит концертная программа в зале Академического искусства XIX века. Прозвучат романсы отечественных авторов в исполнении Светланы Золотухиной.
В музее будут проходить экскурсии по действующим фондовым выставкам: постоянной экспозиции музея «Русское и зарубежное искусство 17-19 веков» и выставке «Мир детства в русском искусства ХХ века», открытие которой посвящено празднованию Дня Пионерии (19 мая).
18:00–23:00 Посещение постоянной экспозиции музея «Русское и зарубежное искусство 17-19 веков» и выставки «Мир детства в русском искусства ХХ века», а также мероприятий и экскурсий. Вход свободный.
Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29.
Тел.: 76-05-86, 76-27-41.
7 марта 2018 года Музей отмечает 95-летие со дня рождения Игоря Ароновича Круглого
Игорь Аронович Круглый (7 марта 1923, Брянск — 14 июля 2013) — советский и российский искусствовед, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии Художеств. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
В 1957—1963 годах активно включился в художественную жизнь г. Орла, став одним из инициаторов, создателем и директором Орловской областной картинной галереи. В эти же годы неоднократно избирался председателем Правления Орловской организации Союза художников России, руководил кафедрой Орловского государственного института.
И. А. Круглый — известный отечественный искусствовед, посвятивший свой творческий интерес, свои труды изобразительному искусству центральных областей России — Орла, Воронежа, Курска.
Разнообразный и богатый опыт работы в разных сферах, общение с крупнейшими художниками современности, живое соприкосновение с произведениями мастеров и глубокое проникновение в их творчество снискали И. А. Круглому широкую известность в среде художественной общественности.
Его наследие — свыше 20 книг (в том числе 2 монографии и ряд альбомов о живописи С. и А. Ткачевых) и более 100 статей — это весомый вклад в отечественную науку об искусстве.
Приглашаем всех желающих 23 ноября 2017 года в 18.30, вход свободный!
Страница 20 из 21