Будущий легендарный русский, советский художник и скульптор Николай Андреевич Андреев родился в семье бывшего крепостного крестьянина и фамилию получил по имени отца, Андрея Акимова. Отец плотничал, и сын перенял от него вкус к материалу и обостренное чувство формы.
С 1885 по 1891 годы Николаю довелось учиться в Москве, в Строгановском училище, которое он закончил со званием ученого рисовальщика, а вскоре вернулся уже преподавателем. Николай Андреевич всегда необычайно ценил работу с натуры, в том числе, когда модель пребывала в движении. Педагогическую деятельность художник с 1892 по 1901 г. совмещал с обучением в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества на отделении скульптуры, под началом близкого к передвижникам академика Императорской Академии художеств Сергея Михайловича Волнухина. Большое влияние на восприятие формы молодым Андреевым в этот период оказывает творческий метод самобытного скульптора-самородка Паоло Трубецкого.
Начало 1900-х годов становятся для Н. Андреева своеобразным трамплином. Он принимает участие во Всемирной выставке (Париж, 1900 г.), в конкурсе проектов памятника М.И. Глинке для Петербурга к 100-летию со дня рождения композитора, дарит Москве памятник-бюст легендарному доктору Ф.П. Гаазу. В этот период обретает известность его серия портретов писателей, художников и артистов: Л. Толстого, И. Репина, Л. Андреева и др. В работе над образами выдающихся деятелей российской культуры скульптор старается выявить глубоко индивидуальные черты каждой творческой личности.
Импрессионистская манера его ранних работ заметно оживляла традиционную академичность русской скульптуры. Живописная пластика произведений Андреева усилиливалась под воздействием стилистики модерна, а его неоклассические стилизации проникались духом дионисийских вакханалий. В этот неоднозначный и плодотворный период скульптор создает рельефы для гостиницы «Метрополь», образ Георгия Победоносца для фасада Третьяковской галереи, а также ряд выразительных графических портретов представителей творческой интеллигенции, близких ему по духу.
Широкую известность, признание и критику получил созданный Николаем Андреевичем памятник Н.В. Гоголю, торжества в честь 100-летия которого проходили в России с большим размахом. Работая над памятником с 1906 по 1909 год, скульптор ездил на родину Гоголя в Украину, изучал исторические документы, вникал в специфику его времени. Находящийся в состоянии глубокого психологического и творческого кризиса писатель, похожий на угрюмую нахохлившуюся птицу, показан им в окружении рельефно изображенных на постаменте героев его произведений, трактованных сатирически-гротескно. Узнаваемы были не только образы, но и актеры МХТ, игравшие в "Ревизоре" 1908 года. Памятник вызвал бурные споры, одних восхищал свежий взгляд и смелый почерк скульптора, другие обвиняли его в декаденстве и тяге к карикатурности.
Николай Андреев был главой семейного клана художников и скульпторов. Его, не расстававшегося с купленным в Париже для фотосъемок вераскопом, «по рыжей бороде и панаме, надвинутой на брови, принимали почему-то за англичанина» [4]. Спутницей жизни он выбрал свою ученицу, Марию Гортынскую, театрального художника, графика и керамиста. Сам Андреев работал в Художественном театре консультантом по скульптурно-архитектурным оформлениям постановок, занимательно рассказывал о происходящем на репетициях. По его ходатайству актеры МХТ занимались пластикой по системе Айседоры Дункан в комнате над его мастерской, и студийцы Андреева «могли слушать музыку, под которую упражнялись босоножки» [4].
В 1911 – 1912 годах Н.А. Андреевым был создан бронзовый портретный бюст артиста Московского Художественного театра А.А.Стаховича, ныне представленный в экспозиции ОМИИ. В собрание он поступил в 1980 году из музея И.С. Тургенева. Представитель известной в России дворянской фамилии, Алексей Александрович Стахович родился в С.-Петербурге в семье богатых орловских помещиков, больших ценителей театра и литературы. Имение Стаховичей в Елецком уезде Орловской губернии славилось конным заводом и центральной усадьбой в селе Пальна-Михайловское, видевшей выдающихся деятелей литературы и искусства. Алексей Александрович был дружен с Л.Н. Толстым, И.А. Буниным, М.И. Цветаевой, К.С. Станиславским.
Генерал-майор, участник русско-турецкой войны, адъютант великого князя Сергея Александровича (памятник которому, кстати, Н. Андреев делать отказался), А.А. Стахович в 1902 году становится пайщиком Московского Художественного театра, в 1907-м – одним из его директоров, выходит в отставку и в 50 с небольшим лет становится актером МХТ. Алексей Стахович был единственным в театре, кто был на дружеском «ты» с самим «Орлом» (как здесь называли Станиславского) и дублировал его во многих ролях. Фактурный барин он, как шутили в театре, был приглашен „полировать“ актеров, для которых им был основан "класс манер, выправки и светского поведения" (maintien). Послереволюционные события потрясли стареющего Стаховича, который не видел места для себя в новом мире и покончил жизнь самоубийством.
Бюст из ОМИИ относится ко времени создания автором серии скульптурных портретов представителей культурной и интеллектуальной российской элиты начала ХХ века, так или иначе связанных с театром. Это шаржированные, остро индивидуализированные образы литератора и первого переводчика на русский язык ряда сценических произведений мировой классики П.И.Вейнберга (1904 г.), писателя и драматурга Леонида Андреева (1905), литератора и общественного деятеля Б.К. Зайцева (1906), художника Ефима Волкова (1906) (программный пейзаж которого экспонируется в ОМИИ в одном зале со Стаховичем), актера, театрального режиссера и педагога А.П.Ленского (1906). Все они выполнены в терракоте или тонированном гипсе.
В те же годы, что и бюст нашего генерала и актера, Андреевым были созданы портреты врача-психиатра, революционера, профессора Н.Н. Баженова (1910 – 1912, терракота), который вел в МХТ курс психологии сцены; основателя театра «Летучая мышь», актера и режиссера Н.Ф. Балиева (1911, керамика, полива синяя), а также актрисы и певицы, дочери армянского промышленника М.А.Кеворковой-Тарасовой (1911–1914, керамика, эмаль, цветные поливы). Как и портрет Алексея Стаховича, все эти работы впечатляют яркой характерностью и откровенной, даже дерзкой непосредственностью техники. Заметим, что из перечисленных работ только Стахович исполнен в бронзе и лишен иронии. Его несколько суровый облик, гротескные стрелы усов и широкая лепка с прорисовкой глубоких морщин на лбу и над переносицей, – исполнены внутреннего напряжения и трагизма, сближаясь по внутреннему состоянию с образом Гоголя.
В целом представленная портретная галерея существенно расширяет представление о скульптуре московского модерна.
После 1917 года жизнь Андреева резко изменилась, и прежде всего, его отношения с партийным руководством страны. Благодаря личному знакомству с революционными деятелями, этот весьма своеобразный художник стал вхож в высшие сферы власти. Николай Андреев был активно задействован в реализации ленинского плана монументальной пропаганды – разработке проектов памятников героям мировой революции. На Театральной площади Москвы устанавливается памятник Дантону его работы, перед зданием Моссовета – посвященная советской конституции статуя Свободы (1918 г.), памятники А. Герцену и Н. Огареву перед Московским Университетом (1922 г.). Как театральный художник Андреев работает теперь в стиле соцакадемизма. Именно Андреев положил начало знаменитой ленинианы, создав более двухсот графических и скульптурных портретов вождя мирового пролетариата. Один из них был использован в оформлении партийного билета ВКПб. Удивительно, как скульптору «сходила с рук» обличительная психологическая характеристика Ленина как человека необычайно хитрого и беспощадного…
Последним значимым произведением Андреева стал памятник А.Н.Островскому, открытый в 1929 году в Москве на Театральной площади, перед зданием Малого театра.
Последние 13 лет жизни скульптора казались триумфальными для него, одного из ведущих художников советского правительства и театральной элиты. Андреев сближается с племянницей Станиславского, которая позирует ему для статуи Свободы и становится его второй гражданской женой. Однако кризис личных отношений и проблемы с сердцем оборвали его жизнь. Николай Андреев умер в своей мастерской в Большом Афанасьевском переулке, 27 в 1932 году.
Безусловный талант и привычка работать «без спешки и небрежности» стали залогом того, что произведения Андреева выдержали испытание временем, и его творческое наследие является национальным достоянием России.
Т.В. Лазарева.
- Бакушинский А. В. Н. А. Андреев. 1873—1932. — М.: Искусство, 1939. — 91 с.
- Воспоминания М.П. Гортынской // ОР ГТГ. Ф. 86. Оп. 1. Ед. хр. 221. Л. 1.
- Орлова М.В. История создания памятника Н.В. Гоголю: штрихи к портрету скульптора Н.А. Андреева.
- Палицкая Т.Р. О коллекции негативов и стереопар из личного архива Н.А. Андреева Третьяковские чтения, 2012. Материалы отчетной научной конференции/ Под науч. ред. Л.И.Иовлева. – М.: ГТГ, 2013. - 339, [1] с.: ил.
- Скульптор Николай Андреев. «Кем вы были до 1917 года?» / Гос. Третьяковская галерея.- М., 2017. – 184 с.: ил.
- Шефов А.Н.Скульпторы Николай и Вячеслав Андреевы. М.: Изд. Дом Тончу, 2009. - 244 с.: ил.
- Морозова М. Скульптурные портреты на выставке "Скульптор Андреев. "Кем вы были до 1917 года?", 2018. (Электронный ресурс) tretyakovgallery.blogspot.com (Дата обращения 12.02.2022).