Автопортрет. 1922. Карандаш, сангинаБудущий легендарный русский, советский художник и скульптор Николай Андреевич Андреев родился в семье бывшего крепостного крестьянина и фамилию получил по имени отца, Андрея Акимова. Отец плотничал, и сын перенял от него вкус к материалу и обостренное чувство формы. 

 С 1885 по 1891 годы Николаю довелось учиться в Москве, в Строгановском училище, которое он закончил со званием ученого рисовальщика, а вскоре вернулся уже преподавателем. Николай Андреевич всегда необычайно ценил работу с натуры, в том числе, когда модель пребывала в движении. Педагогическую деятельность художник с 1892 по 1901 г. совмещал с обучением в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества на отделении скульптуры, под началом близкого к передвижникам академика Императорской Академии художеств Сергея Михайловича Волнухина. Большое влияние на восприятие формы молодым Андреевым в этот период оказывает творческий метод самобытного скульптора-самородка Паоло Трубецкого.

Начало 1900-х годов становятся для Н. Андреева своеобразным трамплином. Он  принимает участие во Всемирной выставке (Париж, 1900 г.),  в конкурсе проектов памятника М.И. Глинке для Петербурга к 100-летию со дня рождения композитора, дарит Москве памятник-бюст легендарному доктору Ф.П. Гаазу. В этот период обретает известность его серия портретов писателей, художников и артистов: Л. Толстого, И. Репина, Л. Андреева и др. В работе над образами выдающихся деятелей российской культуры скульптор старается выявить глубоко индивидуальные черты каждой творческой личности.


Портрет Л.Н. Андреева. 1904-1905. Гипс тонированный Импрессионистская манера его ранних работ заметно оживляла традиционную академичность русской скульптуры. Живописная пластика произведений Андреева усилиливалась под воздействием стилистики модерна, а его неоклассические стилизации проникались духом дионисийских вакханалий. В этот неоднозначный и плодотворный период скульптор создает рельефы для гостиницы «Метрополь», образ Георгия Победоносца для фасада Третьяковской галереи, а также ряд выразительных графических портретов представителей творческой интеллигенции, близких ему по духу.



Н.А. Андреев, Ф.О. Шехтель. Памятник Н.В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве. 1909.Широкую известность, признание и критику получил созданный  Николаем Андреевичем памятник Н.В. Гоголю, торжества в честь 100-летия которого проходили в России с большим размахом. Работая над памятником с 1906 по 1909 год, скульптор ездил на родину Гоголя в Украину, изучал исторические документы, вникал в специфику его времени. Находящийся в состоянии глубокого психологического и творческого кризиса писатель, похожий на угрюмую нахохлившуюся  птицу, показан им в окружении рельефно изображенных на постаменте героев его произведений, трактованных сатирически-гротескно. Узнаваемы были не только образы, но и актеры МХТ, игравшие в "Ревизоре" 1908 года. Памятник вызвал бурные споры, одних восхищал свежий взгляд и смелый почерк скульптора, другие обвиняли его в декаденстве и тяге к карикатурности.

 

Памятник Н.В. Гоголю. Фрагмент рельефа на постаменте.

Николай Андреев был главой семейного клана художников и скульпторов. Его, не расстававшегося с купленным в Париже для фотосъемок вераскопом, «по рыжей бороде и панаме, надвинутой на брови, принимали почему-то за англичанина» [4]. Спутницей жизни он выбрал свою ученицу, Марию Гортынскую, театрального художника, графика и керамиста. Сам Андреев работал в Художественном театре консультантом по скульптурно-архитектурным оформлениям постановок, занимательно рассказывал о происходящем на репетициях. По его ходатайству актеры МХТ занимались пластикой по системе Айседоры Дункан в комнате над его мастерской, и студийцы Андреева «могли слушать музыку, под которую упражнялись босоножки» [4].

 

Портрет Алексея Александровича Стаховича  (1856 – 1919), артиста Московского Художественного театра. 1911 – 1912. Бронза. ОМИИ

В 1911 – 1912 годах Н.А. Андреевым был создан бронзовый портретный бюст артиста Московского Художественного театра А.А.Стаховича, ныне представленный в экспозиции ОМИИ. В собрание он поступил в 1980 году из музея И.С. Тургенева. Представитель известной в России дворянской фамилии, Алексей Александрович Стахович родился в С.-Петербурге в семье богатых орловских помещиков, больших ценителей театра и литературы. Имение Стаховичей в Елецком уезде Орловской губернии славилось конным заводом и центральной усадьбой в селе Пальна-Михайловское, видевшей выдающихся деятелей литературы и искусства. Алексей Александрович был дружен с Л.Н. Толстым, И.А. Буниным, М.И. Цветаевой, К.С. Станиславским.

  

Генерал-майор, участник русско-турецкой войны, адъютант великого князя Сергея Александровича (памятник которому, кстати, Н. Андреев делать отказался), А.А. Стахович в 1902 году становится пайщиком Московского Художественного театра, в 1907-м – одним из его директоров, выходит в отставку и в 50 с небольшим лет становится актером МХТ. Алексей Стахович был единственным в театре, кто был на дружеском «ты» с самим «Орлом» (как здесь называли Станиславского) и дублировал его во многих ролях. Фактурный барин он, как шутили в театре, был приглашен „полировать“ актеров, для которых им был основан "класс манер, выправки и светского поведения" (maintien). Послереволюционные события потрясли стареющего Стаховича, который не видел места для себя в новом мире и покончил жизнь самоубийством.

Бюст из ОМИИ относится ко времени создания автором серии скульптурных портретов представителей культурной и интеллектуальной российской элиты начала ХХ века, так или иначе связанных с театром. Это шаржированные, остро индивидуализированные образы литератора и первого переводчика на русский язык ряда сценических произведений мировой классики П.И.Вейнберга (1904 г.), писателя и драматурга Леонида Андреева (1905), литератора и общественного деятеля Б.К. Зайцева (1906), художника Ефима Волкова (1906) (программный пейзаж которого экспонируется в ОМИИ в одном зале со Стаховичем), актера, театрального режиссера и педагога А.П.Ленского (1906). Все они выполнены в терракоте или тонированном гипсе.

Портрет Е.Е. Волкова. 1906.  Гипс тонированный.

В те же годы, что и бюст нашего генерала и актера, Андреевым были созданы портреты врача-психиатра, революционера, профессора Н.Н. Баженова (1910 – 1912, терракота), который вел в МХТ курс психологии сцены; основателя театра «Летучая мышь», актера и режиссера Н.Ф. Балиева (1911, керамика, полива синяя), а также актрисы и певицы, дочери армянского промышленника М.А.Кеворковой-Тарасовой (1911–1914, керамика, эмаль, цветные поливы). Как и портрет Алексея Стаховича, все эти работы впечатляют яркой характерностью и откровенной, даже дерзкой непосредственностью техники. Заметим, что из перечисленных работ только Стахович исполнен в бронзе и лишен иронии. Его несколько суровый облик, гротескные стрелы усов и широкая лепка с прорисовкой глубоких морщин на лбу и над переносицей, – исполнены внутреннего напряжения и трагизма, сближаясь по внутреннему состоянию с образом Гоголя.

 Портрет А.А. Стаховича, артиста МХТ. Фрагмент.В целом представленная портретная галерея существенно расширяет представление о скульптуре московского модерна.

После 1917 года жизнь Андреева резко изменилась, и прежде всего, его отношения с партийным руководством страны. Благодаря личному знакомству с революционными деятелями, этот весьма своеобразный художник стал вхож в высшие сферы власти. Николай Андреев был активно задействован в реализации ленинского плана монументальной пропаганды – разработке проектов памятников героям мировой революции. На Театральной площади Москвы устанавливается памятник Дантону его работы, перед зданием Моссовета – посвященная советской конституции статуя Свободы (1918 г.), памятники А. Герцену и Н. Огареву перед Московским Университетом (1922 г.). Как театральный художник Андреев работает теперь в стиле соцакадемизма. Именно Андреев положил начало знаменитой ленинианы, создав более двухсот графических и скульптурных портретов вождя мирового пролетариата. Один из них был использован в оформлении партийного билета ВКПб. Удивительно, как скульптору «сходила с рук» обличительная психологическая характеристика Ленина как человека необычайно хитрого и беспощадного…

 Николай Андреев. «Ленин». 1922.  Фото: Музей Фелицына, Краснодар. 

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9D.%D0%90.%20%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2.%20%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD&pos=23&img_url=https%3A%2F%2Fvisualrian.ru%2Fimages%2Fold_preview%2F88%2F90%2F889007_preview_wm.jpg&rpt=simage&lr=10

Последним значимым произведением Андреева стал памятник А.Н.Островскому, открытый в 1929 году в Москве на Театральной площади, перед зданием Малого театра.

Последние 13 лет жизни скульптора казались триумфальными для него, одного из ведущих художников советского правительства и театральной элиты. Андреев сближается с племянницей Станиславского, которая позирует ему для статуи Свободы и становится его второй гражданской женой. Однако кризис личных отношений и проблемы с сердцем оборвали его жизнь. Николай Андреев умер в своей мастерской в Большом Афанасьевском переулке, 27 в 1932 году.

 

Н.А. Андреев, Ф.О. Шехтель. Памятник А.Н. Островскому у здания Малого театра. 1926 – 1929.

Безусловный талант и привычка работать «без спешки и небрежности» стали залогом того, что произведения Андреева выдержали испытание временем, и его творческое наследие является национальным достоянием России.

Т.В. Лазарева.


  1. Бакушинский А. В. Н. А. Андреев. 1873—1932. — М.: Искусство, 1939. — 91 с.
  2. Воспоминания М.П. Гортынской // ОР ГТГ. Ф. 86. Оп. 1. Ед. хр. 221. Л. 1.
  3. Орлова М.В. История создания памятника Н.В. Гоголю: штрихи к портрету скульптора Н.А. Андреева.
  4. Палицкая Т.Р. О коллекции негативов и стереопар из личного архива Н.А. Андреева Третьяковские чтения, 2012. Материалы отчетной научной конференции/ Под науч. ред. Л.И.Иовлева. – М.: ГТГ, 2013. - 339, [1] с.: ил.
  5. Скульптор Николай Андреев. «Кем вы были до 1917 года?» / Гос. Третьяковская галерея.- М., 2017. – 184 с.: ил.
  6. Шефов А.Н.Скульпторы Николай и Вячеслав Андреевы. М.: Изд. Дом Тончу, 2009. - 244 с.: ил.
  7. Морозова М. Скульптурные портреты на выставке "Скульптор Андреев. "Кем вы были до 1917 года?", 2018. (Электронный ресурс) tretyakovgallery.blogspot.com (Дата обращения 12.02.2022).