ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОДАРКА

7 февраля – день памяти

 Народного художника РФ Андрея Ильича Курнакова

Уже 10 лет нет с нами Мастера, а его дом-мастерская, как и при жизни своего хозяина, тепло встречает каждого гостя.

 Если Вы будете направляться со стороны улицы Салтыкова-Щедрина к Мемориальной мастерской Народного художника РФ А.И. Курнакова, то на главном фасаде, над входным крылечком, слева вверху, заметите большое мансардное окно. За ним находится один из самых красивых и светлых выставочных залов второго этажа – Бунинский.

     На его стенах Андрей Ильич расположил свои произведения, связанные с творчеством одного из самых любимых им писателей. Их уместно дополняют живописные и графические работы, выполненные художником после поездок по Италии и Франции, и гипсовые отливки классической скульптуры.

     В центре зала – большой овальный стол, сервированный на шесть персон. Радушный и хлебосольный хозяин дома любил, чтобы для гостей всегда были приготовлены вместительные, празднично убранные столы. На первом этаже, в Столовой разместился самый большой – обеденный; там же внизу, в Каминной, и выше, в Бунинском зале мансардного этажа, – чайные.

     Стол в Бунинском зале покрыт роскошной, плетеной на коклюшках, светло-кремовой ажурной кружевной вологодской скатертью. На ней – самовар и большой, из сорока предметов, чайно-кофейный сервиз, включающий в себя чайник, кофейник, сахарницу, молочник, чайные и кофейные пары, десертные тарелки и розетки. У предметов сервиза красивые четкие и одновременно плавные очертания форм, волнисто-рифленые стенки корпуса и борта, выразительно читающийся на высококачественном белоснежном фарфоровом черепке благородно-сдержанный и одновременно торжественный декор в виде широких горизонтальных сочных кобальтовых лент, дополненных тонкой сверкающей золотой отводкой. Сервиз прекрасно гармонирует с общей цветовой гаммой зала: белыми стенами, светлой кожаной мягкой мебелью, преобладающими в представленной здесь живописи сине-голубыми и лиловыми оттенками, с самим её пейзажным характером и живыми зелеными растениями.

     В 1996 году этот сервиз был подарен художнику, по случаю его 80-летнего юбилея, коллективом Орловского музея изобразительных искусств. Предварительно у Андрея Ильича поинтересовались: что бы он хотел получить в подарок. Оказалось, что ему очень пригодился бы чайный сервиз: и для приёма гостей, и в качестве антуража для натюрмортов.

В те годы в орловских магазинах не было нынешнего изобилия и разнообразия фарфоровой посуды. Но в ЦУМе, на первом этаже, в правом крыле, где размещался отдел посуды, обнаружился весьма достойный ассортимент. Для подарка выбрали отечественный чайно-кофейный сервиз, выполненный из тонкостенного фарфора на подмосковном фарфоровом заводе в Вербилках.

     Этот завод в 1754 году основал осевший на наших землях англичанин Франц Гарднер и он принадлежал к числу самых лучших в дореволюционной России. В советское время являлся одним из крупнейших предприятий и был известен как Дмитровский фарфоровый завод. В период перестройки хорошо знакомая всем марка дмитровского фарфора с изображением обращенной влево стилизованной профильной головы лося и заглавной буквой «В» (Вербилки) была изменена. Её дополнили двуглавым российским орлом под короной, надписью: «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» и датой официального открытия фабрики – «1766». Эта новая марка на сервизе напоминала и обо всей славной истории завода, и воспринималась, как вдохновляющий знак открывшихся новых перспектив в его деятельности, не ограниченной рамками плановой советской экономики, нередко снижавшими художественный уровень продукции.

    Сервиз представлялся достаточно подходящим для подарка солидному мужчине. Привычная в наши дни фирменная коробка у него отсутствовала. Поэтому, только намного позже мы узнали, что он носит гордое наименование: «Адмиральский». Его предметы имеют форму «Ампир», разработанную в Вербилках одним из лучших мастеров советского фарфора заслуженным художником РСФСР Юрием Борисовичем Ганрио (1921-1982). «Морской» мотив росписи создан заслуженным художником РФ Елизаветой Алексеевной Лопотухиной (Род. 1947).

     Органичное слияние форм и декора действительно вызывает образные ассоциации с беспрестанным размеренным движением водной стихии. У всех предметов сглажено-волнистая поверхность; у кофейника, чайника и сахарницы – волнообразные края венчиков, у молочника – слива, у блюдечек – борта. В цветовом строе активно доминирует глубокий ультрамарин кобальтовых лент. «Колышущаяся» ритмика зыбких контуров переливающихся и искрящихся золотых отводок, немного расширяющихся на реберных выступах форм, – напоминает блики света на волнах.

     Мануфактура в Вербилках и поныне выпускает этот полюбившийся покупателям красивый сервиз в чайной версии.

     К сожалению, Андрей Ильич так и не изобразил «Адмиральский» сервиз в своих натюрмортах (или таковые ещё не выявлены). Сохранился сервиз в полном составе. Его использовали, иногда перенося из Бунинского зала в Каминную (Чайную) комнату, где удобнее, чем на верхнем этаже, было устраивать чаепития.

     Почти четверть века назад никто не мог предположить, что этот подарок музея искусств художнику «вернётся» дарителям, правда, в ином статусе. После смерти Мастера, согласно его воле, сервиз стал частью музейных фондов и экспозиции, созданной в доме, где он провел последние годы жизни, и теперь являющемся филиалом музея – Мемориальной мастерской.

    

 

    

   

  1. А.И. Курнаков
  2. Мемориальная мастерская Народного художника РФ А.И. Курнакова
  3. Фрагмент экспозиции в Бунинском зале
  4. Сервиз «Адмиральский»
  5. Чашка из сервиза «Адмиральский»
  6. Марка «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» постсоветского периода