В день празднования Дня России Орловский музей изобразительных искусств предлагает вам вспомнить несколько страниц из русской истории, опираясь на портреты представителей династии Романовых, представленных в постоянной экспозиции музея.

В собрании Орловского музея изобразительных искусств находятся портреты  императоров. Не так давно мы рассказывали о портрете великой княгини Марии Федоровны, супруге Павла I, которая вошла в династию Романовых в 1776 году. Сегодня речь пойдет об отце Павла, Петре III. История о нем открывает цикл мероприятий «Три императора из собрания Орловского музея изобразительных искусств».

Петр III был неординарным императором. Он почти не знал русского языка, любил играть в солдатики, хотел крестить Россию по протестантскому обряду, эти и другие поступки сформировали неоднозначную оценку его личности в глазах современников. Его загадочная смерть привела к появлению целого ряда самозванцев.

Родился будущий российский император 10 (21 по нов.ст.) февраля 1728 года в городе Киль герцогства Гольштейн (сейчас это территория Германии). При рождении ему было дано имя Карл Петер Ульрих Гольштейн Готторпский. Его отцом был герцог Гольштейн Готторпский Карл Фридрих, племянник шведского короля Карла XII, мать – Анна Петровна, дочь Петра I. Таким образом, Петр III приходился внуком двум государям и мог являться претендентом как на русский, так и на шведский престолы. Рано потеряв родителей, мальчик фактически был предоставлен самому себе, его образованием занимались мало. В 1742 году, в возрасте 14 лет, он был привезен в Россию и объявлен наследником русского престола. Распорядилась судьбой племянника императрица Елизавета Петровна. Так  начался русский период в жизни Карла Петера Ульриха, в православии Петра Федоровича, внука Петра Великого.

Воспитание и образование Петра в России было поручено академику Якобу Штелину. В 1745 году великого князя Петра Федоровича женили на принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской. В сентябре 1754 года в семье родился долгожданный ребенок – мальчик, Павел Петрович. В декабре 1761 года Петр III вступил на престол. Его правление длилось всего 186 дней. За время своего царствования он издал рекордное число законодательных актов для столь короткого периода, около 190, среди которых были и весьма спорные. Но многие законы, принятые Петром, впоследствии были взяты за основу для реформ Екатерины II. Непоследовательная и противоречивая внутренняя и внешняя политика, проводимая Петром, личная неприязнь к императору многих высокопоставленных государственных и военных деятелей стали причиной для подготовки дворцового переворота, который произошел 28 июня (9 июля по нов.ст.) 1762 года. Император подписал отречение от престола. В сопровождении караула гвардейцев бывший император был доставлен в Ропшу, где 6 (17 по нов.ст.) июля 1762 года скончался при невыясненных обстоятельствах. Таинственная смерть Петра III повлекла за собой появление многочисленных самозванцев, выдававших себя за спасенного императора, самым известным из которых был Емельян Пугачев.

Портрет Петра III из собрания Орловского музея изобразительных искусств поступил в музей в 1923 году, в составе частной коллекции князей Куракиных и вероятно относится к «дарственным портретам». Выполнен неизвестным художником во второй половине XVIII века. Это пример парадного портрета с соблюдением всех правил и традиций в стиле рококо. Петр III изображен в «немецком платье», так как император был поклонником Пруссии и всего связанного с этой страной. На работе есть все царские регалии: корона, скипетр и горностаевая мантия, центральное место занимает фигура самодержца на фоне баталии. Данный портрет очень схож с работой, выполненной Ф.С. Рокотовым из собрания Нижегородского государственного художественного музея.

На фото:

1«Портрет великого князя Петра Фёдоровича» 1743. Г.К. Гроот. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея;

2.«Портрет Петра III (1728 – 1762)». Неизвестный художник второй половины XVIII века. Холст,масло. Орловский музей изобразительных искусств;

3.«Портрет Петра III» 1762. Ф.С. Рокотов. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Материал подготовлен научным сотрудником БУКОО ОМИИ Сергиенко Е.В. с использованием информации из открытых источников.