images/Топоров_Николаев.jpg28 января исполняется 185 лет со дня рождения Антона Николаевича Николаева (1836-1904) — жертвователя и родоначальника первой общедоступной музейной художественной коллекции в Орловском крае, известного в прошлом лирического тенора.
Родителями будущего оперного певца были Николай Иванович Вощинин (1795/96-1860), помещик Карачевского уезда Орловской губернии (ныне территория Брянской области), происходивший из старинного дворянского рода, и его дворовая, Зиновия Петровна Цыганкова. Впоследствии они узаконили свои супружеские отношения. Фамилия незаконнорожденного Антона Николаевича Николаева происходила от имени его отца.
По окончании юридического факультета Санкт-Петербургского университета Антон Николаевич получил прекрасное музыкальное образование в Италии, где дебютировал в 1861 году в опере Г. Доницетти «Фаворитка» на сцене прославленного миланского театра Ла Скала.
В 1866 году он вернулся в Россию и выступал в Москве и Петербурге на сценах Мариинского и Большого Императорских театров. Совершал гастрольные поездки, в том числе побывал в Киеве, Одессе и Лондоне. Оставив по состоянию здоровья оперу, успешно выступал с концертами. Преподавал пение в Москве, в Музыкально-драматическом училище филармонического общества, а затем в Киеве и Одессе. Его голос отличался мягким баритональным тембром, а манера исполнения — естественностью, легкостью и задушевностью.
Антон Николаевич был не только талантливым вокальным исполнителем, но также композитором и поэтом. Среди лучших его оперных партий: Фауст («Фауст»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Альфред («Травиата»), Герцог («Риголетто»). А среди романсов — произведения М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского (посвятившего ему романс «Нет, никогда не назову»). Он сочинил романсы на слова А.А. Дельвига, Н.А. Некрасова, а также свои собственные.
Творческая и преподавательская деятельность Антона Николаевича способствовал развитию отечественной музыкальной культуры. Благотворный результат принес и его интерес к изобразительному искусству. Он сделал несколько значительных пожертвований в Орловский губернский музей, включавших произведения живописи, гравюры, пластики и декоративного искусства. В их числе находился и выполненный в 1893 году в Одессе художником П.А. Нилусом живописный портрет Антона Николаевича Николаева. Ныне он представлен в постоянной экспозиции Орловского музея изобразительных искусств.
В том же зале музея находится интересный исторический интерьер «Скульптурный зал Эрмитажа», созданный в 1854 году братом Антона Николаевича, — Иваном Николаевичем Николаевым (Цыганковым) (1829-1906), также родившимся у помещика Вощинина вне брака. Он имел художественный дар, учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге, писал пейзажи и интерьеры.
А в одном из соседних залов можно увидеть и портрет самого карачевского помещика Николая Ивановича Вощинина кисти П.С. Тюрина. Он был выполнен в 1860 году в Крыму, где Николаевы имели участок земли, и где хворающий Тюрин проводил лето у знакомого ему еще с петербургской академической скамьи приятеля-художника.
Две последние картины были подарены в 1988 году московской пианисткой Татьяной Николаевной Коломниной, урожденной Николаевой, внучатой племянницей братьев Николаевых: певца Антона Николаевича и художника Ивана Николаевича. Её отец, Николай Дмитриевич Николаев (1870-1933), архитектор, сын третьего внебрачного ребенка Вощинина, — Дмитрия Николаевича Николаева. Благодаря тому, что Татьяна Николаевна вывезла из полностью разрушенного фашистами во время Великой Отечественной войны Карачева фамильные реликвии, они уцелели и были переданы ею в орловские музеи.
Орловскому музею изобразительных искусств Татьяна Николаевна Коломнина передала несколько произведений Ивана Николаевича и Николая Дмитриевича Николаевых, и других отечественных и зарубежных мастеров живописи, графики и декоративного искусства, продолжив благородную традицию, начатую Антоном Николаевичем Николаевым.