images/Курнаков_ОМИИ.jpg7 февраля 2010 года ушел из жизни Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, лауреат премии Союза художников России им. И.И. Шишкина, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV степени и «Знак Почёта», профессор А.И. Курнаков. Значение этого человека в культурной и общественной жизни города и области, трудно переоценить. Он был непререкаемым авторитетом, камертоном. Его безупречный вкус, воспитанный такими учителями как Н.Н. Моревский и В.П. Третьяков, помогал всегда и безошибочно отличать «халтуру» от произведения искусства. Андрей Ильич, мальчишка, выросший на рабочей окраине, воспитал и «образовал» себя сам. В конце жизни мы видим не просто мэтра, перед нами философ, глубоко и серьезно размышляющий о месте художника в современном мире, о значении художественного и эстетического образования молодежи. Прошло 11 лет, как его не стало, а пустота, образовавшаяся в результате, до сих пор ощущается. Вечная Вам память, Андрей Ильич!
В этот день музей – мастерская А.И. Курнакова традиционно собирал в своих стенах всех, кто помнил и любил Мастера. Вели беседы, рассказывали какие-то случаи из жизни… Но сегодня сбор отменяется. Пандемия диктует свои правила. И мы попросили друзей Андрея Ильича написать нам. Эти строки мы и выкладываем сегодня на своей страничке. Мы не ставим под ними точку. Будем рады получить Ваши воспоминания и обязательно опубликуем их.
images/Хворостов_ОМИИ_1.jpgА. С. Хворостов. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Профессор.
"Андрей Ильич Курнаков для меня, как и для многих других художников Орловщины, значил очень много. Не секрет, что каждый художник считает себя, чуть ли не гением. Иначе ему в искусстве делать нечего. Но Андрей Ильич не давал нам, его окружавшим, в этом обманываться. Он всех ставил на соответствующие им места, невзирая на лица. Поэтому не всё и не всегда было гладко в наших отношениях.
Андрей Ильич был крутым человеком. Да и Ваш покорный слуга – не подарок. Ведь мы оба по гороскопу - «Драконы». Только с разницей в двадцать четыре года. Поэтому искры высекались неоднократно. Но нам хватало здравого смысла, чтобы восстанавливать нормальные отношения, которые длились, порой, многие годы, до следующего скрещивания шпаг".
Патокина Яна Владиславовна. Живописец, дипломница А.И Курнакова. Последний выпуск.
"Мне повезло, что в моей жизни встретился Андрей Ильич Курнаков – выдающийся, талантливый художник и замечательный педагог, который привил мне любовь к творческому труду и сыграл важную роль в моем профессиональном росте…"
Каплина Дарья Игоревна. Научный сотрудник мемориальной мастерской А.И. Курнакова с 2013 по 2017 г.
"У меня была прекрасная возможность несколько лет работать в музее-мастерской А. И. Курнакова, принимать участие в подготовке к его открытию. Теперь эти воспоминания согревают душу. Особое внимание в подготовке экспонатов уделялось картинам художника. Работы вынимались из рамы и стекла, и можно было проследить вплотную каждое движение мазка, ощущать запах творения мастера.
А. И. Курнаков в истории искусства больше известен как мастер портрета. Но здесь, мне хотелось бы уделить внимание пейзажному наследию художника, отдельно некоторым его полотнам. Именно в пейзажах, на мой взгляд, передается то ценное духовное состояние, переживание, настроение мастера и вместе с этим любовь к Родине, Орловщине, человеку. Андрей Ильич всегда был приверженцем русского реалистического искусства, которое было открыто ещё Саврасовым в простых, неприглядных на первый взгляд, мотивах природы, но возвеличенных на полотнах художника. А. И. Курнаков в живописи нашел свой выразительный пластический язык, присущий только ему. Как вспоминают его ученики, он любил писать шерохом, пастозно. Такую возможность давали темперные краски. В этой живописной технике художник работал, начиная с 70-х годов и предпочитал её до конца своего творческого пути.
В пейзажах мастера прослеживается влияние великих русских художников, таких как: Валентин Серов, Константин Коровин, Исаак Левитан. Здесь хочется остановиться на одной из работ Андрея Ильича, из серии, выполненной во время путешествия художника по Западной Европе.
«Орлеанский собор ночью», 1974. «Ни в одном городе нет такой бездны кафе, и нигде художник не имеет перед глазами этой вечной борьбы искусственного света с небом, этих тонких, изумительно красивых желтоватых и голубоватых тонов, которые он наблюдает здесь». Эти слова о Париже сказаны русским художником, ярким представителем импрессионизма в русской живописи К. А. Коровиным в начале XX века, когда он писал знаменитые парижские бульвары. В живописной импрессионистической манере Андрей Ильич выполнил этюд «Орлеанский собор ночью». Глядя на него, вспоминается романтическая серия «парижских огней» ночных пейзажей Парижа Константина Коровина.
Мир природы, созданный художником через лиловые, ультрамариновые оттенки цветов раскрываются в пейзажной живописи А. И. Курнакова позднего периода. Как говорил А. И. Курнаков: «Обитель человеческая - это природа». Очень точно, исканиям живописца в области пейзажа соответствуют слова, некогда сказанные М. М. Пришвиным: «Пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Реализм, которым занимаюсь я, есть видение души человека в образах природы». Андрей Ильич смог обогатить образ природы мыслями и чувствами человека. И это наполнило произведения художника глубоким лиризмом и поэзией.
В пейзаже «И снова май», 1977, передается сложное человеческое чувство, одновременно, и радости и боли.
На первый взгляд, в светлой, радостной картине, где природа пробуждается, дышит весенним майским ветром, словно оживая на холсте, тема войны и здесь оставила свой след под кистью художника. Изображенная часть ограды, в нижнем правом углу картины, как осколок прошлого, не дает забыть о тех людях, которые отдали свою жизнь за спасение России. На мой взгляд, это полотно является олицетворением долгожданного майского праздника Дня Победы.
И ещё один пейзаж А. И. Курнакова, пожалуй самый любимый, для меня - «Тишина. Река Цон», 2004.
Тени сизые сместились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..
Это полотно относится к серии сумеречных пейзажей художника. К мотиву сумерек Андрей Ильич прибегает уже в зрелые свои годы, начиная с середины 90-х. В таких пейзажах художник смог придать создаваемым образам возвышенно – таинственный характер. Картина «Тишина. Река Цон», 2004. Есть в ней что-то «по - левитановски» трогательное, музыкальное. Похожий мотив писал в свое время великий русский художник, поэт природы И. И. Левитан. Особенно здесь вспоминается его полотно «Тишина», 1898, ГРМ, Санкт – Петербург, которое схоже не только по названию картины, но и по композиционному и колористическому решению и настроению в целом.
Прошло несколько лет, как я не работаю в музее, нас разделяют тысячи километров, но эти пейзажи стоят перед глазами, как будто встречалась с ними вчера..."
Мысливченко Сергей. Студент А.И. Курнакова.
"Напишу, вам о своём дипломе! Его я решил посвятить А.И. Курнакову, замечательному художнику и своему учителю! Решил показать Андрея Ильича в момент размышления над картиной, он как бы подводит итог своей жизни! Для работы над дипломом, использовал этюды с натуры, в мастерской и фотографии!
..... работал над копией работы А.И. Курнакова "Портрет врача Атабегова». Мы были на 3 курсе, Андрей Ильич сам нас привёл в галерею, всё нам показал и рассказал! Мне понравился этот портрет! Андрей Ильич меня отговаривал, что очень сложный, скопируй фрагмент! Но я настоял на своём, и работал над копией с огромным удовольствием!
Ещё мне запомнилось высказывание Андрея Ильича, что главное в жизни это время, его не вернуть! Вспомнил, как Андрей Ильич подвозил нас, студентов, на своей Волге! Ему было тогда около 90 лет или даже больше!"
Иванов Игорь Васильевич. Выпускник художественно-графического факультета.
" Андрей Ильич преподавал у нас... Вел живопись на 4 и 5 курсе. У меня на младших курсах неплохо шла акварель, а вот с маслом что-то не заладилось...Ну, и когда пришел Курнаков, и мы, наблюдая его мастер класс, потихонечку приблизились и к масляной живописи. Ну и понемножку пошло... Диплом делал у Былинко Людмилы Николаевны, но Андрей Ильич постоянно курировал. Так что он тоже был негласным руководителем диплома...
Потом где то с 1986 года я работал на художественно-графическом факультете в методическом фонде под непосредственным руководством Курнакова... общались, занимались какими-то общими работами и в «методфонде», и в мастерской Андрея Ильича...
В 1988 году ездили с ним на Всесоюзную конференцию художественно-графических факультетов страны в город Карачаевск. В дальнейшем я Курнакова много фотографировал, снимал на видео... Большинство моих фотографий у вас есть... Но вот отчет по Карачаевску для вас будет премьерой…".