Фото из семейного архиваЮбилеи Михаил Августович обычно отмечал три года подряд: причиной было то, что во время войны сгорела его метрика, и восстанавливали ее со слов старшей сестры, когда мамы уже не было в живых... Таким образом, год его рождения определялся промежутком с 1934 по 1936 год.

Орловский музей изобразительных искусств хранит коллекцию произведений печатной графики Михаила Августовича Шураева, члена Союза художников, педагога с многолетним стажем работы на всех трех ступенях художественного образования в Орле, яркой и многогранной творческой личности.

Родиной художника была деревня Поветкина Орловского района Орловской области. Он помнил, как они с мамой бежали через поле в бомбежку, как мама ругала его за то, что Городу первого салюта посвящается.  Из серии «Воспоминания о военном детстве». 1975 он отказывался есть картошку со сметаной, которую не терпел всю жизнь... Литографии из цикла 1975 года «Воспоминания о военном детстве» хранятся в фондах ОМИИ.

В 1968 году Михаил Шураев окончил художественно-графический факультет Орловского педагогического института. Как вспоминает художник и педагог Лариса Васильевна Потапова, которая вместе с мужем была близким другом Михаила Августовича со времен учебы, он был душой компаний и студенческих посиделок. Начитанный, эрудированный, с искрометным чувством юмора Л.Н. Потапов, Л.В. Потапова, М.А. Шураев. I курс орловского худграфа.  Из личного архива ПотаповыхШураев не расставался с гитарой, исполняя песни Окуджавы и Вертинского, на стихи Лермонтова и Блока, а также свои собственные, из которых любимой была «Липы»: «Так липам тяжело и просто открыть в ночи друг другу душу!..».

 В 1960-х на худграфе появляются специализированные печатные мастерские, приобретаются офортный и литографский станки, вытяжки, баварские камни. Руководство мастерскими было поручено М.А. Шураеву. Студент М.А. Шураева первого «Зимний день». Из серии «Мосты». 1978выпуска, член Союза художников России В.М. Ромашов вспоминает первые шаги по освоению станка: «Мы стали работать сначала в офорте. Учебников никаких не было. А на моем третьем курсе он приехал с творческой дачи и многие вещи начал пробовать в литографии. Впервые литографский станок («Karl Krause», А.И. Курнаков добыл из типографии «Труд») мы стали использовать в 1968-69 году, оттиски делали на газетной бумаге... И тут Шураев привез печатника с Синежа, тот наладил тех. процесс и дело пошло. Сам он потом был потрясен Евгением Сидоркиным, привез его литографию с 1990-е. Коллектив Орловской детской школы изобразительных искусств.  М.А. Шураев – во 2-м ряду, третий справа. Фото из архива Э.И. Галактионовадарственной надписью».

Михаил Шураев входил в состав творческой бригады художников, которая в 1972 1974 годах работала на Курской магнитной аномалии (КМА) в Железногорске. В 1974 году он был принят в Союз художников СССР. Его литографские серии этого периода, отражающие тему труда на крупных производствах страны, участвуют в региональных и всесоюзных выставках («Орловская сталь» (1975), «Будни сталепрокатного завода» (1979)). Серия Фото из архива Э.И. Галактионова1978 года «Мосты» показывает преобразование некогда губернского Орла в сочетании историко-патриархальной лиричности с пронзительной новизной индустриальных форм. В.М. Ромашов: «Он делал зарисовки, набирал карандашом черный глубокий тон. Черное пятно магически действует и так притягивает…»

По мнению зав. кафедрой рисунка ОГУ Ю.М. Тютюновой, ученицы М.А.Шураева еще с художественной школы:«Кроме И улетели птицы. Из серии «Города, люди, птицы». 1975мастерского владения материалом, заслуживает внимания тот факт, что эти работы отличаются крупным форматом (почти А2) и выполнены они от начала и до конца мастером лично: от замысла и шлифовки камня до создания оттиска». Профессионализм педагога неизменно влиял на формирование у студентов отношения к своему делу. При этом дисциплина в мастерской у Михаила Августовича была железная, к станку допускались далеко не все.

 С 1987 по 1990 год М.А. Шураев преподавал в Орловской детской художественной школе № 1. Это был период незабываемых выездных пленэров, когда преподаватели, в том числе Михаил Августович, выезжали с учениками за город на две недели, с брезентовыми палатками, полевой кухней, кострами, восходами, закатами и итоговыми просмотрами выполненных работ.

 М.А. Шураев в мастерской. 1980-е. Фото из семейного архиваС 1990 по 2002 год Михаил Августович Шураев преподавал в Орловском художественном училище и активно работал в своей мастерской на Дворянке. В это время он увлеченно пробовал свои силы в масляной технике пейзажной живописи, создавая авторские резные рамы к своим работам. Не расставаясь с внушительным кинжалом у пояса, он либо точил им карандаши, выполняя непрестанные зарисовки, либо вырезал орнаменты на мягких липовых дощечках (тепло, вспоминая опыт ремесленного училища), или тем же, наскоро вытертым  ножом нарезал к чаю бутерброды из черного хлеба с салом, угощая гостей в мастерской. Много читал. Об истории, политике; очень ревностно следил за своевременным возвратом данных на время сборников стихов, любил Байрона, сонеты Камоэнса, русских поэтов XIX века.

Михаил Шураев, категоричный, требовательный, резкий, казалось, вмещал невместимое, сочетая высокие идеалы и художественность с предельной простотой общения, скоморошеством и неиссякаемым едким юмором, наполняя каждый миг своей жизни и жизни окружающих работой и смыслом.