23 августа 2017 года состоялась экскурсия по выставке "Портрет в России. ХХ век (живопись, графика, скульптура из фондов музея)" для участников Общинно-благотворительного центра Нэшер города Орла.
23 августа 2017 года состоялась экскурсия по выставке "Портрет в России. ХХ век (живопись, графика, скульптура из фондов музея)" для участников Общинно-благотворительного центра Нэшер города Орла. Куратор выставки старший научный сотрудник Татьяна Ивановна Мазуркевич представила нашим гостям портретный образ прошлого столетия.
«Память в бронзе: скульптурный портрет из фондов ОМИИ»
Виртуальная выставка из цикла «Облики эпохи»
к 180-летию М.М. Антокольского и 155-летию Орловского железнодорожного узла
В 1980 г. из музея имени И.С. Тургенева в собрание поступил бронзовый скульптурный бюст, изображающий концессионера Самуила Соломоновича Полякова в мундире, с орденами и лентой через плечо. На срезе справа, вдоль верхней кромки, процарапано: М. Antokolsky(?).
Академик, профессор скульптуры Императорской Академии художеств, Марк Матвеевич Антокольский (1840–1902) стал крупнейшим русским скульптором второй половины XIX века, в творчестве которого активно развивались новые принципы жизненной, реалистической пластики. Современники признавали М.М. Антокольского величайшим скульптором второй половины XIX века, равным Родену. Главные черты творчества Антокольского-скульптора – этическая высота и патриотизм героев, выраженные в формах реализма.
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 5.
В самом начале улицы Салтыкова - Щедрина расположены два филиала Орловского музея изобразительных искусств: "Картинная галерея Народного художника СССР А.И. Курнакова" и "Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова"
Первоначальное дореволюционное название этой улицы – Борисоглебская (или упоминавшееся в документах название "2-я Дворянская"). Зачастую название улиц в Орле давалось по имени храма на них стоящего. Борисоглебский собор был построен в 1776—1782 годах на средства орловского помещика Б. М. Фёдорова-Кошеверова на территории образованного в 1772 году Борисоглебского кладбища. В ходе строительства собора в 1778 году кладбище было упразднено и церковь стала приходской. Из-за близости храма к присутственным местам и дому губернатора с 1786 по 1841 год был соборной церковью (малый собор). В 1818 году в соборе был крещён классик русской литературы писатель-орловец Иван Сергеевич Тургенев. В 1841 году храм пострадал из-за пожара, но был быстро восстановлен. В разные годы во время визитов в Орёл его посещали императоры Александр I, Николай I, Александр II, другие члены императорской фамилии. Здесь проходили торжественные богослужения по случаю различных знаменательных событий.
После октябрьского переворота храм был национализирован и закрыт. В 1929 году по постановлению властей здание собора было передано под мастерские педагогического техникума. Перед войной использовался под склад орловского гарнизона НКВД. Собор сгорел до основания перед оккупацией города немцами в ночь на 3 октября 1941 года. В настоящее время на месте собора по улице Салтыкова-Щедрина 37 находится здание медицинской службы УВД.
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И.Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой)
Олейникова Валентина Васильевна. «Городской фонтан». (2021)/ Valentina Oleinikova Vasilevna. ”Kaupungin suihkulähde”. (2021)
УЧАСТНИК ПРОЕКТА «ГОРОДСКИЕ АРТЕФАКТЫ. ОРЁЛ-НОКИА. СОВМЕСТНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ГОРОДОВ НОКИА И ОРЛА». (Организатор выставки Орловский музей изобразительных искусств.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры»).
Олейникова Валентина Васильевна – художник декоративно-прикладного искусства, график, проектант. Родилась 26.02.1952 г. в городе Орле. Училась на художественно-графическом факультете Орловского государственного педагогического института (1970—1974), в Харьковском художественно-промышленном институте (1979—1983). Член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» с 1995 г. С 1995 г. — участница областных, международных, всероссийских, республиканских выставок. Состоялось 17 персональных выставок в России и за рубежом. Работала в художественных мастерских Орловского отделения Союза художников СССР (1983—2000). С 2007 г. преподаёт в Орловском институте культуры и искусств.
Работы художника, представленные на выставке:
- «Городской фонтан». 2021 г. Бумага, монотипия. 14,5х20,5 см.
- «Салют в Орле». 2021 г. Бумага, монотипия. 15,5х20,5 см.
Valentina Oleinikova Vasilevna on käyttötaiteen taiteilijam, grafikko, suunnittelija. On syntynyt 26. helmikuuta 1952 Orjolin kaupungissa. Hän opiskeli Orjolin valtion pedagogisessa yliopistossa taiteen ja grafiikan tiedekunnassa (1970—1974), Harkovin taide- ja teollisuusinstituutissa (1979—1983). Vuodesta 1995 lähtien on ”Venäjän taiteilijoiden liitto ”: n yleisvenäläisen julkisen luovan yhdistyksen jäsen. Vuodesta 1995 lähtien on osallistunut alueellisiin, kansainvälisiin, yleisvenäläisiin ja respublikaanisiin näyttelyihin. Yli 17 henkilönäyttelyä järjestettiin Venäjällä ja ulkomailla. Hän työskenteli Neuvostoliiton taiteilijaliiton Orjol-osaston taidepajoissa (1983—2000). Vuodesta 2007 lähtien hän on opettanut Orjolin kulttuuri- ja taideinstituutissa.
- ”Kaupungin suihkulähde”. 2021 v. Paperi, monotypia. 14,5х20,5 cm.
- ”Ilotulitus Orjolissa ”. 2021 v. Paperi, monotypia. 15,5х20,5 cm.
Приглашаем всех любителей изобразительного искусства посетить открывшуюся 23 ноября 89 выставку Товарищества передвижников ХХI века (Санкт-Петербург).
Приглашаем всех любителей изобразительного искусства посетить открывшуюся 23 ноября 89 выставку Товарищества передвижников ХХI века (Санкт-Петербург). Вас ждут произведения более чем тридцати авторов, новые впечатления и позитивный настрой. Выставка работает до 12 декабря нынешнего года.
Работа музея в период праздничных выходных 23-26 февраля 2023 года!
Дорогие друзья, поздравляем Вас с Днём защитника Отечества!
Здоровья Вам и вашим близким! Мирных дней! Побед на всех фронтах жизни!
Пусть Вас всегда сопровождают удача и хорошее настроение, а вокруг будут только верные друзья и любящие родные люди!
В период праздничных выходных 23 февраля 2023 года в музее тоже будет выходной, и он будет закрыт для посетителей! В рамках штатного режима ждём Вас в музее с 24 февраля 2023 года!
Приносим извинения за доставленные неудобства!
Стиль Людовика XVI в мебели. К изучению собрания ОМИИ
Принятые в истории искусства названия трех, происходящих из Франции, художественных стиля – Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI – подразумевают барокко, рококо и классицизм. При этом со стилем Людовика XVI все неоднозначно: во Франции его называют неоклассицизмом (тогда как собственно классическим – помпезный стиль Луи XIV), а в России он считается образцом классицизма. Уходящие в прошлое «стили Людовиков» обычно еще долго вдохновляли европейских и русских мастеров.
В целом мебель распространенного во Франции с 1775 по 1790-е годы стиля Людовика XVI была достаточна проста по конструкции, с преобладанием прямых линий, каннелюр и изысканного резного декора в виде гирлянд из цветов и ленточной перевити.
Дизайн предметов мебельного гарнитура сочетает в себе древнегреческие и древнеримские архитектурные элементы, обнаруженные в руинах Помпей, прямые ножки кресел символизируют их колонны.
Малый Трианон Марии-Антуанетты в Фонтебло. Фрагмент декора.
Варианты декоративного решения мебельных ножек в стиле Людовика XVI.
Мебель этого времени делалась вручную, машинное производство началось не ранее 1860-х годов. В эпоху Людовика XVI мебель чаще всего изготавливалась из красного дерева, покрывалась прозрачным материалом, резьбой в виде гирлянд, ряда бусин, листьев. Спинки кресел имели форму овала, прямоугольника или щита.
Оригинальные кресла стиля Людовика XVI имели розетки или венчики в верхней части каждой из прямых ножек. Эта верхняя часть, сделанная в виде квадрата, украшалась классицистической эмблемой. Примером этого описания может служить золоченый гарнитур XIX века, представленный в постоянной экспозиции ОМИИ. Следует отметить, что полосатая обивка дивана и кресел, использованная в наших предметах, при дворе Людовика XVI была неприемлема: предполагались исключительно цветочные узоры, венки, ленты и колосья. В настоящее же время жаккардовая полоса на однотонном материале стала уже восприниматься наравне с классическим вариантом стиля.
С возвращением неоклассицизма на смену рококо был и Переходный стиль. Он представлял собой компромисс между рококо Людовика XV и греческим стилем. Его характерной чертой являлось ужесточение форм и возрождение каннелюр, акантовых листьев и гирлянд в декоре. Просуществовал он недолго. Вскоре в стиле Людовика XVI окончательным стало возвращение к античности: греческие фризы, лепные украшения, орнаменты в форме яйца и в форме сердцевидных фестонов, стилизованные акантовые листья... В высшем свете вошли в моду грекоизированные стилизации в одежде и женских прическах, парки украшались «античными руинами».
Однако античность понималась не как при Людовике XIV или в эпоху Ренессанса. Под влиянием просветителей в декоре восторжествовали идеи Естественности и Чувственности: строгая античность стала уживаться с сельскими и сентиментальными символами. В декоре появляются цветочные корзины, пальмовые листья, гирлянды, узелки и ленты, а также охотничьи трофеи, военные, музыкальные или научные мотивы. Постепенно орнаменты стали более сдержанными, без излишеств. По мнению археолога Винкельмана, превозносившего греческое искусство, главной его характеристикой была "благородная простота и спокойное величие".
В постоянной экспозиции Орловского музея изобразительных искусств представлен золоченый гарнитур из дивана шести кресел в стиле Людовика XVI. Автором гарнитура, по-видимому, был неизвестный русский мастер конца XIX века. В целом композиция предметов, близкая к модным европейским тенденциям периода стиля Людовика XVI, типична для русского высокого классицизма. Высокие подлокотники и декоративные элементы с мотивом оканта (символ триумфа и преодоления жизненных испытаний, особенно распространен в коринфском ордере), – указывают на «мужской» вариант кресла («женские» могут быть вовсе лишены подлокотников), либо предназначение гарнитура для, преимущественно, мужского общества.
Кресла в стиле Людовика XVI, глубокие, с высокими подлокотниками и ножками в форме балясин, передние – на колесиках. Передние ножки – двухъярусные: над удлиненной нижней, сужающейся книзу и прорезанной по стволу наклонными каннелюрами, и короткой верхней балясиной – одинаковые кубические вставки с цветочными розетками на трех сторонах. Сидение, спинка и подлокотники обиты желтой тканью с алтасными полосками, окантованы желтым золотистым шнуром. Все элементы конструкции кресла покрыты искусно исполненной мелкой орнаментальной резьбой. В декоративном оформлении преобладают растительные мотивы из веток аканта и колосьев пшеницы. Резной верх спинки и подлокотников, основание сидения и ножки позолочены по левкасу: вверху, по линии спинки и подлокотников, идет стилизованный пучок стеблей, перевитых крест-накрест лентой, который завершается впереди короткими расходящимися акантовыми волютами. На спинке сзади шнур по периметру покрывает линию крепления гвоздями обивки.
В фондах Орловского музея изобразительных искусств хранится консоль в стиле Людовика XVI последней четверти XVIII века (1775-80-е). ее автором был, предположительно, русский мастер. В изделии использовано дерево хвойных пород, резьба, по-видимому, золочение и полировка. Консоли или пристенные столы, с прямыми каннелированными ножками, были особенно популярны в мебели XVIII века и располагались обычно под зеркалами. На них ставились канделябры, часы, декоративная бронза или декоративные предметы из камня и фарфора. Во второй половине XVIII века консоли, в соответствии с традицией классицизма, украшались орнаментом из пальметок, розеток или гирлянд.
Консоль на точеных ножках, с деревянной накладной резьбой высокого рельефа на передней стороне царги. Следы золочения утрачены. Резьба классицистического характера, с гирляндами лавра и цветочными розетками; справа – вертикальная свитая спиралью лента с шариками, симметричный элемент слева утрачен. Каннелированные ножки сужаются книзу, на вершине и у основания декорированы резными лиственными бутонами. Утрата древесины на задней право ножке внизу, у основания. В отличие от всех других участков предмета, ножки полированы.
Столешница имеет криволинейное очертание с лицевой и боковых сторон при ровной задней стороне. Поверхность столешницы профилирована в два яруса и покрыта шпоном, основа светлого дерева, шпон – красно-коричневатого. Шпон рассохся, покоробился, растрескался, местами отслоился, следы декора утрачены.
В фондах ОМИИ хранится хромолитография начала ХХ века, воспроизводящая запечатленное в акварели кресло XVIII века в стиле Людовика XVI «французской работы» из дворца в Петергофе. Изображение является листом из альбома «Образцы декоративно-прикладного искусства из императорских дворцов, церквей и коллекций России» – роскошного издания, выпущенного в 1901 году Экспедицией заготовления государственных бумаг (впоследствии Гознак).
Художественные предметы были представлены на хромолитографиях с акварельных рисунков, исполненных с натуры или акварелей академика М.Я.Виллие учениками Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств под руководством директора школы, академика Е.А.Сабанеева.
Автором акварельного изображения нашего кресла был некто В. Андреев. Лист покоряет безусловным исполнительским мастерством и умением художника достигать в акварели почти иллюзорной осязательности фактуры материалов.
Конструкция изделия декорирована инкрустацией и бронзовыми накладками. Голубую шелковую обивку кресла украшают «положенные по стилю» цветочные композиции. Можно сказать, что данное изображение демонстрирует образец стиля Людовика XVI «от французских мастеров».
Т.В. Лазарева
- Гусева Н.Ю., Семенова Т.Б. Русская художественная мебель XVIII века в собрании Эрмитажа. СПб.: Изд-во ГЭ, 2015.
- Раппе Т.В. Шедевры европейской мебели XV – начала XX века в собрании Эрмитажа. СПб.: Изд-во ГЭ, 2016. Сс. 224 – 225, 428 – 429, 430 – 431, 432 – 433.
- Соколова Т., Орлова К. Русская мебель в Государственном Эрмитаже. Л., 1973.
Страница 17 из 101