Биографии художников
Бершадский Григорий Соломонович (1895, Шпола Киевской губ. – 1963, Москва).
График, живописец. Учился в студии П.А. Власова в Астрахани (1908–1913) и в Одесском художественном училище у Г.А. Ладыженского и Ю.Р. Бершадского. С 1915 участвовал в выставках графики, рисунка, иллюстрации и эстампа. В 1920–1923 работал в Харькове, затем в Москве. С 1919 оформлял и иллюстрировал книги для центральных издательств: «Мастера современной живописи: Пабло Пикассо» (1933), «Мольер» С.С. Мокульского (ЖЗЛ, 1936), «Детство. Отрочество. Юность» Л.Н. Толстого (1954) и др. Много работал как станковист в жанре портрета (А.В. Луначарский, 1921; А.Ш. Мелик-Пашаев, 1956), пейзажа («Шатура», 1928, серия «Сенеж», 1949). В 1957–1962 исполнил шрифты для НИИ полиграфии, которые представляли ценность как произведения искусства.
Бобышев Михаил Павлович (1885, д. Погорелое (ныне Осташковский район) – 1964).
Живописец, театральный художник, график. Народный художник РСФСР (1961).
Учился в Осташковском городском училище, в центральном училище технического рисования в Петербурге (в 1900-х гг.), преподавал в Ленинградской академии художеств (с 1926; с 1939 – профессор), в Московском художественном институте (1943–1947).
В 1942–1943 работал в Калинине (Твери) над декорациями к пьесе А.Я. Каплера «Партизаны» в Калининском драматическом театре. Был автором серии гуашей на тему «Освобождение г. Калинина» (1942–1943). В 1948 в Калинине прошла выставка его работ.
В Тверской областной картинной галерее свыше 20 работ Бобышева, в т.ч. «Путевой дворец XVIII в. в г. Калинине, разрушенный немецко-фашистской армией в 1941 г.» (1943), «Мост через Волгу в г. Калинине, взорванный немецко-фашистской армией в 1941 г. « (1943), «Части Красной Армии на Советской площади» (1943), «Салют» (1944) и др.
Боим Соломон Самсонович (1899, г. Дмитриев Курской губернии – 1978, Москва).
Родился в семье ремесленника-переплетчика.
1911. Поступил в Дмитриевское реальное училище. На художественное развитие юноши большое влияние оказал преподаватель рисования Генрих Генрихович Теснер, выпускник Петербургской Академии художеств.
1917. Окончил с отличием полный курс реального училища по основному отделению.
1918. Поступил в Харьковское художественное училище.
1919. Мобилизован в Красную Армию. Участвовал в боях против Деникина под Орлом. Откомандирован в отдельную бригаду по формированию бронепоездов и десантных отрядов, где служил до конца Гражданской войны.
1922–1929. Учился на графическом факультете ВХУТЕМАСа (впоследствии ВХУТЕИНа) в Москве у Н.Н. Купреянова, П.И. Львова, П.В. Митурича. Дипломная работа – серия цветных автолитографий «Деревня».
1926. Участвовал в Первой выставке графики. Москва.
С 1929 иллюстрировал книги, выпускаемые Детгизом и другими издательствами.
1931–1932. Участвовал в Международной выставке «Искусство книги». Париж – Лион.
1932. Вступил в члены МОСХа. Участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за 15 лет». Ленинград.
1937–1941. Преподавал рисунок в студии ВЦСПС.
1939–1941. Преподавал акварель и литографию в Московском художественном институте.
1940. Участвовал в выставке графики на темы истории ВКП(б). Москва. Участвовал в выставке советской графики. Нью-Йорк.
1941. Получил назначение в Кронштадтский дом Военно-Морского Флота.
1942. Откомандирован в газету «Красный Балтийский флот» в Ленинграде. Участвовал в выставке работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны. Москва.
1943–1945. Главный художник Политического управления Балтийского флота.
1946–1948. Преподавал в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года.
1946–1978. Участвовал во всесоюзных художественных выставках. Москва.
Бочков Феодосий Николаевич (1901–1952).
Учился в Вологде в художественной школе при Северном кружке изящных искусств (1918), в Вологодском художественном техникуме (1919–1922) у Н.П. Дмитревского, во ВХУТЕМАСЕ-ВХУТЕИНе в Москве (1923–1929) у Н.Н. Купреянова, П.И. Львова. С 1923 жил в Москве. Работал художественным редактором в «Крестьянской газете» (1929–1934). Член МООСХ с 05.05.1933. Был в творческих командировках на Урале (1936), на Волге и Каспии (1941). В годы Великой Отечественной войны выполнял серии рисунков и литографий по материалам поездок в освобожденные районы, работал над плакатами для «Окон ТАСС».
Ванециан Арам Врамшапу (1901–1971).
Родился в Армении, юношей попал в Москву. Учился в Строгановском училище (1915–1918) и в ВХУТЕМАСе. Во время учебы стал свидетелем Февральской революции в Москве и поспешил запечатлеть на бумаге историческое событие, развернувшееся прямо на его глазах. Ванециан сделал несколько зарисовок, в которых проявился талант не только будущего живописца, но и иллюстратора.
С 1924 участвовал в групповых выставках. В 1939 начал работу над портретом Бабеля, и оказалось, что это последнее прижизненное изображение литератора. Год спустя у художника состоялась персональная выставка в Москве. Первая половина сороковых прошла на фронте – художника командировали на войну, где он создал целую серию ярких портретных зарисовок.
В конце 40-х Ванециан создает иллюстрации к книгам. Работал для Гослитиздата, Детгиза, издательства «Советский писатель»: «Тупейный художник» Лескова (1929), «Пиковая дама» (1936) и «Метель» (1949) Пушкина, а также произведения Толстого, Салтыкова-Щедрина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Маркова.
В музее-усадьбе Льва Толстого «Ясная Поляна» хранится изображение интерьера усадьбы кисти Ванециана. Другие работы можно увидеть в Перми, Туле и др.
Вялов Константин Александрович (1900–1976).
Один из основателей ОСТа. В 1914–1917 учился в Строгановском художественно-промышленном училище, 1918–1920 – в Государственных свободных художественных мастерских у А. Моргунова, В. Кандинского, В. Татлина, в 1920–1924 – во ВХУТЕМАСе у Д. Штеренберга. В начале 1920-х делал контррельефы и абстрактные композиции под влиянием К. Малевича и В. Кандинского. Оформил ряд спектаклей, в том числе «Стенька Разин» В. Каменского (1923–1924, Театр революции, Москва).
В 1925–1928 – член ОСТа. В 1920–1930-х работал над киноплакатами, оформлял книги. В середине 1930-х работал как маринист. В 1933–1940 оформлял Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В 1941–1942 создал серию военных плакатов для «Окон ТАСС». Работы художника экспонировались на зарубежных выставках в Париже (1925), Берлине (1927, 1928), Венеции (1932), Нью-Йорке (1933), Лондоне (1934).
Произведения находятся в ГТГ, ГРМ и других музейных собраниях.
Долгоруков Николай Андреевич (1902, Екатеринбург – 1980, Москва).
Плакатист. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
1902. Родился в Екатеринбурге. Отец – ученый-лесовод. С ранних лет мечтал стать оперным певцом.
1919. Поступил чертежником на Верх-Исетский завод, одновременно писал декорации для Театра революционной сатиры (ТЕРЕВСАТ).
1922–1924. Служба в Красной Армии.
1924–1925. Студент архитектурного факультета Уральского горно-строительного института.
1925–1928. Художник декорационной мастерской Свердловского театра. Создает первые плакаты.
1928–1930. Учеба во ВХУТЕИНе в Москве у Л. Бруни, Д. Моора. Работает в основном в области политической сатиры и плаката.
1930–1933 . Работает в Изогизе. Знакомится с В. Дени, с которым в январе 1933 г. создает первый плакат.
1933–1960-е. Рисует для газет «Красная звезда», «Правда», «Известия» и журналов «Прожектор», «Советский воин», «Огонек». Исполняет политические плакаты.
1941–1945. Исполняет плакаты и графические серии на темы Великой Отечественной войны.
1941 (октябрь) – 1942 (январь) – эвакуация в Куйбышев вместе с редакцией газеты «Красная звезда».
1948 г. Диплом 1-й степени за плакаты на Международной выставке плаката в Вене.
1949. Персональная выставка «Политический плакат и политическая сатира» в Центральном Доме Советской Армии им. М.В. Фрунзе.
1963. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
1969. Золотая медаль Советского фонда мира на Международной выставке «Сатира в борьбе за мир» в Москве.
Евган (Рапопорт) Евгений Николаевич (1905–1948).
Художник-карикатурист журнала «Крокодил», воевал на Волховском фронте, Белорусских фронтах, в Прибалтике.
Заколодин-Митин (Заколодин) Алексей Иванович (1892, Москва – 1956, Ленинград).
Живописец. Учился в Строгановском училище в Москве в 1904–1912, в МУЖВЗ в 1912–1917 и во ВХУТЕМАСе в 1920–1925 у К.А. Коровина. Дипломная работа – эскизы декораций к опере «Князь Игорь» А.П. Бородина. Учился в аспирантуре при ВХУТЕИНе в 1925–1930 у П.П. Кончаловского, И.М. Рабиновича.
До 1930 жил в Москве, затем в Ленинграде. Был членом ОМАХР и АХР в 1929–1932. Участник выставок с 1929. Автор тематических картин и пейзажей: «Октябрьская революция» (1933), «Восточный базар» (1934), «Сбор мандаринов» (1934), «Демонстрация у моста лейтенанта Шмидта» (1935), «Зажглась первая лампочка в кишлаке» (1939), «Разгром фашистских транспортов» (1942), «Артиллеристы под Калининым» (1943), «Самарканд осенью» (1945), «Ленинград в блокаде» (1947). Писал натюрморты. Для павильона Таджикской ССР ВСХВ исполнил панно «Сбор фруктов в Таджикской ССР» (1938–1939), для Музея этнографии народов СССР в Ленинграде – проект оформления и панно «Сбор хлопка», «Самарканд. Мечеть Шахи-Зинда» (1939–1940).
Работы художника экспонировались на Всемирной выставке в Париже в 1925. Персональная выставка состоялась в Самарканде в 1942. Преподавал во ВХУТЕИНе в Москве в 1927–1930 и ИНПИИ в Ленинграде (Институт пролетарских изобразительных искусств) в 1930–1932, переименованном в 1932 в ИЖСА (Институт живописи, скульптуры и архитектуры), ректором которого был в 1937–1938 гг. Профессор с 1939.
Зелинская-Платэ Раиса Николаевна (1910–2001).
Живописец, график. Дочь великого химика Н. Зелинского и пианистки Е. Кузьминой-Караваевой. Училась в студии Ф.И. Рерберга (1929), у И.Э. Грабаря (1930-е), в МХИ (1937–1941, окончила в 1945) у Б.В. Иогансона, А.А. Осьмеркина. Участница выставок с 1936. Жила и работала в Москве.
Иванов Виктор Семенович (1909–1968).
График, художник-плакатист, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент АХ СССР.
В 1933 г. окончил отделение кино ленинградского ИНЖСА по специальности «художник-постановщик», учился у М.П. Бобышова, Б.В. Дубровского-Эшке, оформлял кинофильмы. Позже работал над агитационно-политическими плакатами, в 1941–1943 – над «Окнами ТАСС». Лучшие плакаты Иванова отличаются публицистической страстностью, конкретным раскрытием темы («Пьём воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!», 1943; «Вперёд! На Запад!», 1942).
Награжден Государственной премией СССР.
Ильин Евгений Владимирович (1904, Самара – 1982, Москва).
С 1918 по 1919 учился в изостудии М.И. Степанова при Самарском народном университете. С 1922 по 1925 учился на рабфаке. С 1919 по 1922 – участник Гражданской войны.
В 1926–1930 учился во ВХУТЕМАСе – ВХУТЕИНе у А. Осмеркина, К. Истомина, А. Шевченко и Д. Штеренберга.
1930–1931 – научный секретарь по вопросам ИЗО Наркомпроса.
С 1928 по 1932 состоял в ОМАХРРе и РАПХе.
1932 – принят в члены Московской организации Союза советских художников.
Участник выставок с 1934.
С 1937 по 1940 – заместитель председателя правления МОССХ.
С 1936 по 1941 преподавал в изостудии ВЦСПС. В годы Великой Отечественной войны выезжал на фронты как художник-корреспондент.
С 1963 по 1968 – председатель бюро секции живописи МОСХ.
1965–1968 – преподавал в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина на художественно-графическом факультете.
1975 – присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Персональные выставки проходили в Москве в 1949, 1971 и 1987, в Самаре в 1972. Произведения художника находятся в собраниях ГИМа, Музея современной истории России, а также в музеях Смоленска, Саратова, Самары и других городов России и ближнего зарубежья. Немалая часть наследия представлена в галереях и частных коллекциях Австрии, Испании, Италии, Франции, Турции, Японии.
Эк Шандор (псевдоним Алекс Кейль) (1902–1975).
Родился в с. Сентмихайфальва (Австро-Венгрия), венгерский живописец и график. Учился в Свободной художественной школе в Будапеште. После падения Венгерской Советской республики, просуществовавшей 133 дня в 1919 , эмигрировал в Германию, а в 1933 – в СССР. Создавал революционные плакаты и карикатуры, отличавшиеся остротой рисунка (плакат «10 лет без Ленина», 1934). Вернувшись в Венгрию (1945), работал как график (серия литографий «Memento», 1958) и живописец, активно утверждая принципы реалистического искусства. Премия им. Кошута (1951).
Котов Петр Иванович (1889–1953).
Советский художник. Живописец. Действительный член АХ СССР, заслуженный деятель искусств. Учился в Казанской художественной школе у Н.И. Фешина (1903–1909), в 1916 окончил высшее художественное училище при Академии художеств в Петрограде, учился у Ф.А. Рубо, Н.С. Самокиша, Я.Ф. Ционглинского.
С 1940 – профессор. За портрет академика Н.Д. Зелинского мастеру была присуждена Государственная премия СССР.
Работы художника находятся в ГРМ, ГТГ, во многих региональных музеях.
Луппов Сергей Михайлович (1893, Слободское – 1977, Москва).
По окончании Слободского реального училища поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями были Н. Касаткин, А. Архипов, А. Васнецов, К. Коровин. В 1917 успешно окончил художественное училище со званием художника 1-й степени и получил заграничную командировку, которой не смог воспользоваться из-за событий того времени.
С 1918 по 1923 работал в г. Слободском преподавателем графических искусств, организовал художественную студию и музей.
В 1923 приехал в Москву, работал преподавателем графических искусств в военной школе комсостава.
Член Союза художников с 1923 года. Постоянный участник выставок Ассоциации художников революционной России, а затем многих выставок, организованных Союзом художников.
Картины художника находятся в Государственном Русском музее, Центральном музее вооруженных сил России, Государственном музее революции, Троице-Сергиевой Лавре, картинных галереях Иркутска, Саратова, Пензы, Челябинска, Орла, Костромы, Кургана, Брянска, Таганрога, Одессы, Алма-Аты, Нукуса.
Мальков Павел Васильевич (1900–1953).
Живописец, книжный иллюстратор, плакатист.
С 1922 учился в АХ в Москве у А.Е. Архипова, затем в 1923–1928 в студии Д.Н. Кардовского. Работал в ЦХПУ, сотрудничал с издательством «Советский график». Участник молодежной выставки (1934), юбилейной выставки «Индустрия социализма» (1939), всех юбилейных выставок РККА, «Героический фронт и тыл» и др.
С 1932 – член СХ ССР. Профессор живописи. Лауреат Сталинской премии.
Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее современной истории России и др.
Мальцев Петр Тарасович (1907, г. Мариуполь Екатеринославской губернии (ныне Донецкой области Украины – 1993).
Живописец. Народный художник СССР. Автор картин на военно-исторические сюжеты, создатель диорам.
С 1921 по 1924 учился в Запорожской художественной школе у В.Н. Невского. С 1924 по 1930 учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) у П.В. Кузнецова, В.А. Фаворского, Л.А. Бруни, Н.М. Чернышёва.
С 1928 – участник художественных выставок.
С 1932 – член Союза художников СССР.
Участвовал в Великой Отечественной войне, был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Советского Заполярья».
С 1949 – член студии военных художников имени М.Б. Грекова.
В 1960 удостоен диплома I степени и золотой медали Академии художеств СССР за создание диорамы «Штурм Сапун-горы».
В 1968 удостоен золотой медали имени М.Б. Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва».
В 1973 за диораму «Бой воздушного десанта под Вязьмой зимой 1942 года» художнику была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина.
В 1977 награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР в связи с 70-летием.
В 1982 награжден Почетной медалью Советского фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва».
Художник награжден орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета» (1971, 1975) и медалями. Мастеру присвоены почетные звания: «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1958), «Народный художник РСФСР» (1968), «Народный художник СССР» (1974).
Маризе (Краснокутская) Мария Алексеевна (1902, Екатеринбург – 1986, Москва).
График. Член Союза художников СССР.
Происходит из древнего боярского рода Языковых. Детство и отрочество провела в Швейцарии. По возвращении в Россию училась на художника у профессора С.И. Яковлева. После Великой Октябрьской социалистической революции взяла псевдоним Маризе и приобрела известность как художник-баталист. Позднее в течение короткого времени была замужем за советским функционером И. Краснокутским. Похоронена на Ваганьковском кладбище.
Ражин Николай Павлович (1892 – ?)
По окончании гимназии с 1912 по 1914 учился в студии И.И. Машкова, затем был призван в ряды царской армии и участвовал в империалистической войне.
По демобилизации поступил в Московские 2-е свободные художественные мастерские на живописное отделение и окончил ВХУТЕМАС в 1922.
Один из организаторов художественного объединения «Бытие», в выставках которого принимал участие; в 1929 вступил в АХР.
Работы художника имеются в ряде музеев.
Рождественский Владимир Леонидович (1897, д. Урваново Владимирской губ. –1949, Ташкент).
График, живописец. Заслуженный художник УзССР. С 1923 жил в Узбекистане. В двадцатых годах работал в области плаката, журнальной графики совместно с М. Курзиным, Л. Бурэ, А. Волковым. С 1926 руководил художественным отделом сатирического журнала «Муштум». В 1927 организовал совместно с А. Волковым, М. Курзиным, В. Марковой, В. Гуляевым, И. Икрамовым творческую группу «Мастера нового Востока». Основоположник социалистического реализма в искусстве Узбекистана.
В 1931 в Москве состоялась первая выставка изобразительного искусства Узбекистана, где были представленные работы Усто-Мумина, В. Рождественского, С. Мальта, В. Еремяна, А. Волкова, П. Бенькова.
В 1938–1943 много работал в технике литографии, создал произведения на тему предреволюционного Узбекистана, строительства Ферганского канала. Рождественский оставил заметный след в художественной иллюстрации узбекской литературы. Работал в области плаката. В годы войны из совместной поездки с Б. Жуковым, М. Арининым на Северо-Кавказский фронт привез серию фронтовых этюдов и зарисовок. Он шел вслед за советскими войсками, освобождавшими оккупированные города и сёла, поэтому его живописные и графические этюды так документально убедительны.
1938 – выставка картин в Ташкенте.
1943 – выставка фронтовых работ М. Аринина, В. Рождественского в Ташкенте.
1961 – выставка художественного наследия Л. Бурэ (1887–1943), М.И. Курзина (1888–1957), А.В. Николаева (1897–1957), В.Л. Рождественского (1897–1949) в Ташкенте.
Произведения художника хранятся в Музее искусств Узбекистана, частных коллекциях в России и за рубежом.
Ряжский Георгий Георгиевич (1895, д. Игнатьево, ныне Московской области – 1952, Москва)
Живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1944), действительный член АХ СССР (1949). Член КПСС с 1924. Учился в Москве в частных студиях (с 1912) и в Государственных свободных художественных мастерских – ВХУТЕМАСе (1918–1920). Член объединений НОЖ (Новое общество живописцев; с 1922) и АХРР (с 1923). Преподавал во ВХУТЕИНе – Московском художественном институте им. В.И. Сурикова (1934–1952). Писал главным образом женские портреты, создавая в них образы новых людей, рожденных советским временем, передавая типичные черты характера женщин – общественных деятелей. Обращался также к тематической картине и пейзажу. Произведения: «Рабфаковка» (1926), «Делегатка» (1927), «Председательница» (1928), «Колхозница-бригадир» (1932), все – в Государственной Третьяковской галерее.
Савицкий Георгий Константинович (1887–1949).
Живописец, график. Действительный член АХ СССР (1949). Сын художника К.А. Савицкого. Учился в Пензенском художественном училище (1902–1908) и в Петербургской АХ (1908–1915). Член АХРР (с 1922). Преподавал в МХИ (с 1947). Автор историко-революционных, батальных и жанровых картин («1919 год», 1921, Государственная Третьяковская галерея; «На манёврах», 1938, Государственный Русский музей), портретов, пейзажей, книжных иллюстраций. Участвовал в создании панорамы «Штурм Перекопа» (1934–1938), в выпуске «Окон ТАСС» (1941–1942).
Удостоен Государственной премии СССР (1942).
Титков Иван Васильевич (1905, с. Пичкиряево Спасского уезда Томской губернии – 1993, Новосибирск).
Живописец, график, член Союза художников СССР, России (с 1933), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), Народный художник РСФСР (1981), член ВКП(б) (КПСС) с 1942.
С 1915 по 1938 жил в Камне-на-Оби. В становлении художественной индивидуальности И. Титкова большую роль сыграли его учителя – мастера кисти и рисунка К.М. Чукалов, Ю.К. Куртуков. С 1926 по 1929 учился в Омском художественно-промышленном техникуме. В 1938 переехал в Новосибирск.
Проходил повышение квалификации в стенах Академии художеств в Ленинграде.
Участник Великой Отечественной войны. На фронте с июля 1941 по 1945. Служил артиллеристом-разведчиком штаба 117-й гаубичной артиллерийской бригады. Войну закончил в звании старшины. Награжден двумя орденами «Красной звезды» (1942, 1945) медалями «За боевые заслуги» (1942), «За оборону Москвы», в послевоенное время – «Отечественной войны I степени» (1985), орденами: Ленина (1985), Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».
Признан «Гражданином XX века Новосибирской области» (2000).
Значительны и интересны работы художника, посвященные коллективизации. Картины «Река Обь», «Вилюй», «Реки Енисей и Лена», «Сибирская тайга», «Кряжи западных Саян» примечательны своим реализмом, географической всеохватностью, живым дыханием сибирской природы. Выразительны картины «Крепость Заполярья», «Груз для разведчиков-буровиков», «Строительство Красноярской ГЭС», «В глухой, но ведомой тайге», «Домны Новокузнецка». Их отличает впечатляющая правдивость, острое чувство времени.
Работы художника находятся в Новосибирском государственном художественном музее, Государственном музее изобразительных искусств Алтайского края (Барнаул).
Тихомиров Александр Николаевич (1889–1969).
Живописец, график, историк искусства. Родился в Риге, жил и работал в Москве. Учился в школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1912–1918). Участник выставок с 1922. Член объединения АХРР (1926–1929). Один из организаторов художественного отдела в Томском краеведческом музее. Автор книг и статей по западноевропейскому, русскому и советскому искусству.
Уранова Софья Сергеевна (1910–1988).
Ученица известного русского художника, академика живописи Михаила Васильевича Нестерова.
Чтобы основательно изучить технологию живописи, С. Уранова поступила в Реставрационные мастерские Музея изобразительных искусств, где работала несколько лет под руководством В.Н. Яковлева и П.Д. Корина. Большую поддержку в образовании оказал ей Алексей Максимович Горький. При его содействии она получила возможность совершить путешествие по Западной Европе и ознакомиться с шедеврами мирового искусства в музеях Италии, Англии, Франции, Германии, Австрии, Польши.
Весной 1942 ушла на фронт и создала большую серию зарисовок с натуры пером и карандашом. Часть ее военных работ была приобретена Государственной Третьяковской галереей и другими музеями. За воинскую доблесть Уранова награждена орденом Красной Звезды, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
Финогенов Константин Иванович (1902, Царицын (ныне Волгоград) – 1989, Москва).
Живописец и рисовальщик. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Лауреат Сталинской премии второй степени (1949). Член ВКП(б) с 1947 .
В 1924 закончил художественную школу, затем Сталинградское художественное училище, в 1932 – Московский полиграфический институт. С 1927 участник выставок, с 1932 – член МОСХ, с 1925 – член АХР. В годы Великой Отечественной войны как фронтовой художник работал в «Окнах ТАСС», газете «Правда». С 1952 – профессор.
Похоронен в Москве на Донском кладбище. Жена – художница В.А. Орлова (1904–1993).
Цыплаков Виктор Григорьевич (1915, Рязанская обл. – 1986, Москва).
Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды лауреат Сталинской премии (1949, 1950). Учился в мастерской Г.М. Шегаля, в полиграфическом техникуме в Москве (с 1932), в МГХИ им. В.И. Сурикова. С 1947 – руководитель персональной мастерской, с 1948 – ведущий преподаватель МГХИ им. В.И. Сурикова, с 1962 – профессор.
Вошел в историю советского искусства как мастер больших тематических картин: «А.М. Горький на Волге» (1945), «В.И. Ленин с крестьянами» (1959) и др. Композиция «В.И. Ленин в Смольном» (1947) стала классическим образцом парадного историко-революционного портрета сталинской эпохи. Автор произведений на историко-революционные темы, а также портретов и пейзажей. Участвовал в исполнении важнейшего государственного заказа на картину «Передовые люди в Кремле» (совместно с В.П. Ефановым, С.И. Дудником, Ю.П. Кугачом).
1956, 1986 – персональные выставки художника в Москве. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее и других музеях.
Дар Научной библиотеке музея
Фонды научной библиотеки Орловского музея изобразительных искусств пополнились уникальными изданиями. Это четыре книги, вышедшие ограниченным тиражом в орловской полиграфической фирме «Картуш».
Они были подарены проживающим в Подмосковье Алексеем Олеговичем Беловым-Скарятиным, – потомком одного из самых известных в Орловском крае, старинного дворянского рода Скарятиных, большой пастельный портрет представительницы которого, – Марии Михайловны Скарятиной, урожденной княжны Лобановой-Ростовской (1851-1921), находится в постоянной экспозиции нашего музея.
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 10.
З а каждой страницей истории Орловской областной организации Союза художников встают конкретные судьбы людей, творчество которых сформировалось и развивалось на орловской земле. С приходом в Союз в конце 40-х - начале 50-х годов И.Т. Борисова, В.А. Дудченко, Г.В. Дышленко, А.И. Курнакова, Л.И. Курнакова наступило заметное оживление творческой жизни в Орле. В эти годы в основном развивается живопись. Один из самых светлых и лиричных художников был сокурсник Андрея Ильича Курнакова Валентин Андреевич Дудченко (1919 – 1983)
В.А. Дудченко родился 31 декабря в станице Батуринская Краснодарского края.
В 1933 году семья переехала в Орёл, где Валентин Андреевич закончил 7 класс шестой орловской школы. Его одноклассниками и школьными друзьями были Л.Н. Афонин и А.Н. Яновский, дружба с которыми продолжалась всю жизнь. Первым учителем Валентина Андреевича была очаровательная женщина, хороший художник Надежда Дмитриевна Джунковская (1983-1952). Дочь генерала Джунковского – начальника Орловского Бахтина кадетского корпуса, участница большинства выставок Орловского общества любителей изящных искусств, председателем которого была избрана в 1917 году, преподаватель графического искусства в орловской женской гимназии Гиттерман и Аблецовой. В советское время преподавала рисование, как это тогда называлось в 6 орловской школе, где её учеником и был В.А. Дудченко.
В 1934 году Валентин поступает в Орловское художественное училище на театрально-декорационного отделение, где его учителями были Н.Н. Моревский, И.М. Митрофанов, В.П. Третьяков, К.С. Андросов, а среди однокурсников – А.И. Курнаков.
С 1938 года, окончив училище, остается в нем на преподавательской работе до 1941г.
В 1939 году принимает активное участие в создании в Орле отделения Союза художников СССР, был одним из его учредителей.
В 1940 году принят в члены Союза художников СССР.
С 1941г. - на фронте. Сначала рядовой, после окончания краткосрочных офицерских курсов – лейтенант, командир стрелкового взвода. Воевал на Калининском фронте. В ноябре 1942 года началась наступательная операция по освобождению Великих Лук, в которой участвовал взвод лейтенанта Дудченко. В боях за Великие Луки, в одном из ожесточенных боев от взвода (примерно 40 человек) в живых осталось только 7 человек. Был тяжело ранен и Валентин Андреевич. Далее 11 месяцев госпиталей.
Осенью 1943 года Валентин Андреевич возвращается в освобожденный Орел. На груди боевой орден Отечественной войны II степени (1944г.).
Вновь любимая творческая работа. Много пишет.
В 1946 г. работает в Орловском отделении «Всекохудожник»
С 1947 по 1957 гг. преподаватель Елецкого художественного училища.
1957 – 1967 гг. – художник художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР.
В 1965 г. оканчивает худ-граф ОГПИ, где с 1967 г. и до конца своих дней работает преподавателем.
В 1971 г. присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР»
В 1975 – 1979гг. является председателем Орловской организации Союза художников РСФСР.
С 1938 года принимал участие в областных художественных выставках, его работы экспонировались на республиканских выставках.
12 мая 1983 года перестало биться сердце этого замечательного человека и художника.
9 мая самый любимый и великий праздник в жизни фронтовика Дудченко, только в этот день он надевал боевые награды.
Этот месяц, когда оживает природа, всё цветет, Валентин Андреевич с этюдником все время на природе: «Май наступит, лопнут почки, вот, когда надо торопиться писать, успеть передать дыхание пробудившейся жизни», - говорил художник.
На фотографиях:
- Художник Валентин Андреевич Дудченко (фото из семейного архива)
- В.А. Дудченко. «Бежин луг». 1968г. Картон, масло. Из фондов Орловского музея изобразительных искусств.
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И. Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой).
Медведев Василий Николаевич (1919-1980). «Незабываемый 1945 год». 1969 г. Холст, масло.
Медведев Василий Николаевич родился в поселке Аткино Бедно-Демьяновского района Куйбышевской области. В 10 лет лишился родителей и попал в детский дом. В 1939 году был призван в ряды Красной армии. Начальник штаба заметил особые способности красноармейца к рисованию и послал его рисунки К.Е. Ворошилову, который дал свою рекомендацию Медведеву для поступления в студию военных художников им. М.Б. Грекова. В.Н. Медведев участвовал в Великой Отечественной войне. В составе 62 –й армии был под Сталинградом. Вместе с войсками Белорусского и Прибалтийского фронтов прошел Польшу, Чехословакию, Германию. Войну окончил в Берлине. Имел военные награды: орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За взятие Берлина». После окончания войны работал в студии военных художников им. М.Б. Грекова.
Война навсегда оставила след в жизни художника. Он был участником взятия Берлина и штурма Рейхстага. Картина «Незабываемый 1945 год» о последних днях войны. На первом плане художник запечатлел момент боевого порыва группы советских солдат в последней схватке с врагом, в центре командир, поднявшись в полный рост, воодушевляет солдат криком «Ура». На втором плане слева колонны здания Рейхстага окутаны дымом от снарядов орудий, которые бьют справа. На заднем плане полыхает огнем город. Художник документально точно изобразил х эпизод последних дней войны. Картина написана уже в послевоенное время. Автор на основании личного опыта, осмысления пережитого, создал правдивую картину, в которой сумел показать тот боевой дух, который сопровождал советских солдат на протяжении всей войны. Тема Советской Армии оставалась ведущей в его творчестве во все послевоенные годы.
Сорокина Ольга Александровна. «Новый год на театральной площади». (2019). Olga Sorokina Aleksandrovna. ”Uusi vuosi teatteriaukiolla”. (2019)
УЧАСТНИК ПРОЕКТА «ГОРОДСКИЕ АРТЕФАКТЫ. ОРЁЛ-НОКИА. СОВМЕСТНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ГОРОДОВ НОКИА И ОРЛА». (Организатор выставки Орловский музей изобразительных искусств.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры»).
Сорокина Ольга Александровна — живописец. Родилась 21.05.1969 г. в городе Орле. Училась в Орловском художественном училище (1986—1990), в Харьковском художественно-промышленном институте (1990—1992), Киевской Академии художеств (1992—1997). Член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» с 1998 г., член правления Орловской региональной организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» с 2007 г. Преподаватель Орловского художественного училища с 1998 г. С 1997 г. — участница областных всероссийских, региональных, международных выставок.
Работы художника, представленные на выставке:
1. «Новый год на театральной площади». 2019 г. Холст, масло. 100х80 см.
2. «Дом под солнцем». 2016 г. Холст, масло. 90х100 см.
Olga Sorokina Aleksandrovna on taidemaalari. On syntynyt 21. toukokuuta 1969 Orjolin kaupungissa. Hän opiskeli Orjolin taideopistossa (1986—1990), Harkovin taide- ja teollisuusinstituutissa (1990—1992), Kiovan taideakatemiassa (1992—1997). Vuodesta 1998 lähtien on ”Venäjän taiteilijoiden liitto”: n yleisvenäläisen julkisen luovan yhdistyksen jäsen, vuodesta 2007 lähtien on ”Venäjän taiteilijoiden liitto”: n Yhteisvenäläisen luovan julkisen järjestön Orjolin alueellisen osaston hallinnon jäsen. On Orjolin taideopiston lehtori. Vuodesta 1997 lähtien on osallistunut alueellisiin, yleisvenäläisiin, kansainvälisiin näyttelyihin.
1. ”Uusi vuosi teatteriaukiolla”. 2019 v. Kangas, öljy. 100х80 cm.
2. ”Talo auringossa”. 2016 v. Kangas, öljy. 90х100 cm.
Приглашаем всех любителей изобразительного искусства посетить открывшуюся 23 ноября 89 выставку Товарищества передвижников ХХI века (Санкт-Петербург).
Приглашаем всех любителей изобразительного искусства посетить открывшуюся 23 ноября 89 выставку Товарищества передвижников ХХI века (Санкт-Петербург). Вас ждут произведения более чем тридцати авторов, новые впечатления и позитивный настрой. Выставка работает до 12 декабря нынешнего года.
Внимание! 17 февраля 2023 года в Орловском музее изобразительных искусств санитарный день музей будет закрыт для посещения
17 февраля 2023 года в Орловском музее изобразительных искусств санитарный день. Музей будет закрыт для посещения.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства.
Страница 20 из 101